Кадры для АЭС: кто, где, как?
Когда главный инженер Белорусской АЭС Анатолий Бондарь рассказывал корреспонденту «АП», почему на нашей атомной станции невозможна авария, произошедшая в Чернобыле, одним из факторов безопасности он назвал систему подготовки персонала и посоветовал рассказать читателям о деятельности учебно-тренировочного центра.
И вот мы беседуем с заместителем главного инженера по подготовке персонала – начальником УТЦ Белорусской АЭС Александром Ериным, который подробно отвечает на все вопросы. Во время экскурсии по различным тренажёрам УТЦ его дополнили инструкторы, и стало понятно: у человека некомпетентного и малообразованного, просто нет шансов получить работу на АЭС: он не сможет пройти густое сито отбора.
Система
–Как организована подготовка персонала для Белорусской АЭС?
–Одно из условий безопасности АЭС – подготовленный и квалифицированный персонал. Ведь даже самыми совершенными системами безопасности управляет человек, и от его профессионализма зависит, насколько успешно будет работать станция.
В 2008 году, как только приняли решение о строительстве в Беларуси АЭС, была утверждена государственная программа подготовки кадров для ядерной энергетики. Она включала в себя многие направления: подготовку молодых специалистов, профессорско-преподавательского состава, разработку учебных программ и прочее. Кроме того, программа предусматривала переподготовку специалистов, имеющих специальное образование и опыт работы в традиционной энергетике, в российских вузах по специальности «Эксплуатация АЭС».
С 2014 по 2021 год таким образом по Госпрограмме обучено 80 человек – я был в их числе.
Ещё одним направлением подготовки персонала стали условия генерального контракта на сооружение Белорусской АЭС, в рамках которого с 2014 по 2021 год инструкторами Нововоронежского учебного центра совместно с квалифицированными работниками Белорусской АЭС подготовлено 600 человек по 45 основным должностям.
В 2014 году начался массовый набор эксплуатационного персонала на Белорусскую АЭС. Перспективный план комплектования был увязан с вводом в эксплуатацию объектов на АЭС. Набирали сотрудников, формировали группы и обучали их в рамках генерального контракта или госпрограммы.
Государственная программа, кроме всего прочего, предусматривала создание в Республике Беларусь собственного учебно-тренировочного центра. Раньше на действующих АЭС их не было, подготовка персонала проходила на действующем оборудовании. После аварий на Три-Майл-Айленд в США, которая произошла в 1979 году, и в Чернобыле (1986 год) эксперты МАГАТЭ, рассмотрев их причины, пришли к выводу, что необходимо больше времени уделять подготовке персонала. И тогда на атомных станциях, в том числе и на вновь сооружаемых стали создавать учебно-тренировочные центры с полномасштабными и локальными тренажёрами для отработки практических навыков персонала в любых режимах эксплуатации.
Особенность Белорусской АЭС в том, что у нас УТЦ ввели задолго до пуско-наладочных работ на энергоблоке №1, которые начались в 2020-м: учебно-тренировочный центр начал действовать в начале 2016-го. Эффективность этого решения признают все международные эксперты, в том числе МАГАТЭ. До начала пуско-наладки были подготовлены кадры – сначала с помощью российских специалистов, а затем, когда действие контракта закончилось, обучение продолжалось собственными силами с помощью инструкторов и высококвалифицированных работников Белорусской АЭС. Его проходит оперативный персонал станции при подготовке на должность вновь принимаемых работников или в рамках поддержания квалификации уже работающими.
А по каким-то специфическим темам персонал направляется на обучение или курсы повышения квалификации в специализированные учреждения образования – Техническую академию Росатома, Республиканский институт высшей школы, Кадры индустрии, Академию управления при президенте, Университет гражданской защиты и другие.
УТЦ в разрезе
–Как создавался учебно-тренировочный комплекс и что он собой представляет сегодня?
–У истоков создания не только УТЦ, но всей системы подготовки персонала для Белорусской АЭС стоял Человек и Профессионал с большой буквы Владимир Дмитриевич Горин, – с благодарностью вспоминает своего предшественника и наставника Александр Ерин. –Именно он решал вопросы реализации госпрограммы и генконтракта, занимался комплектованием персонала для первой в Беларуси АЭС и его подготовки, приглашением специалистов с действующих зарубежных атомных станций и отечественных тепловых. Это сегодня устроиться на работу на Белорусскую АЭС считается большой удачей, а тогда люди довольно осторожно относились к предложению оставить прежнюю работу, обустроенный быт и ехать в никому неизвестный Островец, который тогда был совсем не таким, как сейчас. И Владимиру Дмитриевичу пришлось немало помотаться по стране, чтобы найти нужных специалистов и убедить их кардинально поменять свою жизнь.
А то, что подготовка персонала в учебно-тренировочном центре началась задолго до начала пуско-наладочных работ на первом энергоблоке №1, а УТЦ построили в непосредственной близости от самой станции, благодаря чему обучение можно проходить практически без отрыва от производства, – заслуга генерального директора, главного инженера АЭС и первого начальника учебно-тренировочного центра, – считает Александр Ерин.
Надо сказать, что преемник – которого, кстати сказать, Горин в своё время пригласил на должность своего заместителя и с которым они много лет в тесном тандеме решали все вопросы – не растерял созданное предшественником, а продолжил и преумножил общее дело после того, как Владимира Дмитриевича проводили на заслуженный отдых.
–В нашем УТЦ 6 отделов, – знакомит со структурой центра Александр Алексеевич. –Это отделы подготовки оперативного и ремонтного персонала, отделы общей подготовки, организации обучения, эксплуатации технических средств обучения, учебно-методологического обеспечения. Кроме того, мне подчиняется лаборатория психофизиологического обследования. В штате 63 человека, он полностью укомплектован. Учебно-тренировочный центр выполняет все функции по подготовке, поддержанию и повышению квалификации персонала Белорусской АЭС.
Сердце УТЦ – полномасштабный тренажер, который в точности, до мельчайших подробностей, до цвета кнопок, расположения панелей и пультов, имеющихся средств связи и документации и даже мелочей вроде цвета стен или плитки на полу повторяет блочный пульт управления энергоблока АЭС.
Глядя на сотни мерцающих разными огоньками кнопок, на приборы и схемы, у непосвящённого может закружиться голова: как во всём этом разобраться, не запутаться, в нужный момент правильно и быстро среагировать?
–Для этого и нужен тренажёр, – объясняет начальник УТЦ. –Каждая из восьми оперативных смен блочного пульта управления реактором поочерёдно проходит здесь обучение. Пять из них работают в режиме графика сменности, одна находится в отпуске, одна резервная. А восьмая проходит обучение, в том числе на полномасштабном тренажёре. Занятия не только и не столько теоретические, хотя и без этого не обойтись. Персоналу нужно знать множество регламентов, оперативных схем и производственных инструкций. Но главное – практические занятия. В помещении инструкторской станции за тёмным стеклом находятся инструкторы и дают задания, так называемые отказы – а персонал должен среагировать: что делать в том или ином случае. Никто, садясь за тренировочный пульт управления, не знает, какая вводная поступит, но действия каждого сотрудника должны быть отработаны до автоматизма. Если реакция неправильная или несвоевременная, его ждёт дополнительное обучение и новая проверка знаний.
Полномасштабный тренажёр – не единственное техническое средство обучения в УТЦ. Отработку навыков в любой прогнозируемой и непредвиденной ситуации персонал периодически проходит также на тренажёре резервного пульта управления, на который переходит управление энергоблоком в случае условной аварийной ситуации на блочном пульте управления.
Тренажёр системы контроля и управления противопожарной защиты помогает отработать действия, когда на пульт пришел сигнал о задымлении или возгорании в любом помещении станции – многочисленные датчики подают нужные сигналы на пульт. А разобраться в этих сигналах, определить, где и какая возникла нештатная ситуация и принять правильное решение в её ликвидации помогает выпускник БНТУ Марк Демидчик.
На тренажёре системы управления машины, которая занимается перегрузкой ядерного топлива, до автоматизма отрабатывают действия операторы по её управлению.
В так называемом железном классе, напоминающем большой и хорошо оснащённый гараж, Алексей Марченко учит, как правильно обслуживать и ремонтировать тепломеханическое оборудование: трубопроводы, арматуру, насосы и т.д.
За время почти часовой экскурсии начальник УТЦ успел показать далеко не все классы и тренажёры, где непрерывно учится персонал станции – и у меня голова пошла кругом: это ж сколько нужно знать и уметь работающим здесь!
И при этом никогда нельзя сказать: я всё знаю и умею. Учеба никогда не прекращается.
Учись всегда, учись везде…
–Что нужно знать и уметь, какой путь пройти, чтобы подняться на высшие ступеньки в атомной энергетике – скажем, управлять реактором? – задаю Александру Алексеевичу вопрос, волнующий, думаю, многих амбициозных молодых людей.
А в ответ слышу всем с детства известную сказку про лёгкий хлеб, только адаптированную для сотрудников АЭС.
–Чтобы стать, к примеру, ведущим инженером управления реактором, необходимо для начала получить высшее образование по направлению энергетики – это первое и обязательное условие. Его дают в БНТУ, БГУ, БГУИР, международном государственном экологическом университете имени Сахарова, который недавно включен в состав БГУ.
После окончания университета молодой специалист приходит к нам и начинает с самой первой «клеточки» – должности оператора реакторного отделения. И начинает снова учиться, но уже по индивидуальной программе подготовки. Этот процесс длится два-три месяца в зависимости от начальных знаний и компетенций работника: изучение технологических схем, оборудования на рабочем месте, теоретическое обучение в УТЦ. После успешной сдачи экзамена молодой специалист может приступить к самостоятельной работе.
Как минимум год-два он должен отработать самостоятельно. Затем, если сочтут, что специалист может занять должность старшего оператора – конкуренция большая и такое доверие оказывают далеко не всем – он снова начинает учиться: разработка индивидуальной программы подготовки, сдача экзаменов, допуск к самостоятельной работе...
Еще годик-два – и можно претендовать на должность инженера реакторного отделения, со всеми теми же условиями
До ведущего инженера по управлению ректором специалист может дорасти самое малое через 5-8 лет. И подготовка на эту должность займет около года: человек выходит со смены, направляется в УТЦ, где проходит обучение на полномасштабном тренажёре, стажируется на рабочем месте, работает дублером. Когда все ступеньки пройдены, Госатомнадзор, предварительно изучив пакет документов, подтверждающий, что специалист готов к оценке знаний, назначает экзамен, после сдачи которого решает, готов ли человек работать на этой должности самостоятельно. И в случае положительного ответа выдаёт специальное именное разрешение.
Только персональное разрешение Госатомнадзора даёт право на самостоятельную работу ведущему инженеру управления реактором, ведущему инженеру управления турбиной, начальнику смены реакторного цеха, начальнику смены турбинного цеха, начальнику смены блока, начальнику смены станции. Кроме этих 48 человек – 6 должностей в каждой из восьми смен – такие разрешения получают также генеральный директор станции, главный инженер, его заместители… – всего 130 разрешений: это люди, работа которых напрямую влияет на ядерную и радиационную безопасность атомной станции. Есть такое разрешение и у меня. И все мы проходим ту же процедуру: пакет документов, строгий экзамен…
Несмотря на тернистый путь, по словам начальника УТЦ, на нашей атомной станции уже немало белорусских специалистов, которые выросли до высококлассных специалистов и занимают высокие должности в службе главного инженера АЭС: заместитель главного инженера по ремонту, заместитель главного инженера по электротехническому обеспечению, заместитель главного инженера по производственно-техническому обеспечению, начальники смены АЭС, начальники смены блока.
–Поначалу на Белорусской АЭС на самых ответственных должностях работали исключительно приглашённые из-за рубежа специалисты, – говорит Александр Ерин. –Постепенно их заменяют отечественные. Процесс естественный: кто-то уходит на заслуженный отдых, кто-то уезжает на родину… Но все необходимые стадии подготовки уже прошли наши ребята – нас радует их профессионализм. И то, что в Беларуси научились готовить свои кадры и для такой отрасли как ядерная энергетика.
Думаю, что к этой теме мы ещё вернёмся. Должны же читатели «АП» знать, кто, где и как готовит кадры для отечественной ядерной энергетики!