О годах в пожарной службе вспоминает Виктор Петровский
Случайно или нет, но пожарная служба стала отдельной главой в судьбе жителя агрогородка Кемелишки Виктора Петровского.
Что представляет собой работа пожарного, он знал с детства.
– Папа был водителем, управлял разными автомобилями. И однажды ему предложили пожарную машину. Я был удивлён, что отец работает на такой технике! – рассказывает мужчина. – Помню, как довольно часто ночью к нам в окна барабанили люди с криками «Пожар!» – мобильной связи тогда не было. Папа вставал, быстро собирался и уезжал. Я просился с ним – было интересно.
Не раз маленькому Виктору доводилось видеть, как сражаются с огнём. В такие моменты в душе мальчика одновременно боролись гордость и страх за отца, который вступает в поединок со стихией. А когда подрос, то, как и другие местные жители, он помогал бороться с лесными пожарами – но о профессии пожарного не задумывался.
После окончания школы в родных Кемелишках Виктор поехал в Вильнюс – там в железнодорожном училище он выучился на электромеханика СЦБ и связи. Обзавёвшись семьёй и отслужив в армии, вернулся на малую родину.
– В молодости участвовал в самодеятельности Кемелишковского дома культуры – и мне предложили стать его заведующим, что ошарашило, – рассказывает мужчина.
Поработав немного в культуре, Виктор Иванович понял, что всё же хотел бы реализовать себя по полученной специальности. Он узнал, что в деревне Пренай в Литве, что всего в 5 километрах от Кемелишек, открыли подсобный цех, предлагали хорошую зарплату – и устроился туда наладчиком.
А потом начался распад Союза –нужно было возращаться на Родину. На счастье, на Островетчине открывались подсобные цеха – на один из них он и пошёл.
Вскоре в трудовой деятельности мужчины случился неожиданный поворот.
– В 1992 году встретил знакомых, которые работали в ГАИ. Форма, строгий вид – это мне нравилось, – вспоминает Виктор Иванович. – Когда предложили стать сотрудником ГАИ, согласился. На тот момент уже появились границы и нужна была охрана дорог.
– Тогда это была опасная работа, – продолжает он. – Но она давала какую-то закалку.
А через 3 года Петровский вновь сменил профессию. Сергей Жуковский, который тогда возглавлял пожарную службу Островецкого района и с которым моего собеседника связывала не только дружба, но и увлечение охотой, рассказал, что создают военизированные пожарные посты на селе.
– Сергей Сергеевич предложил перейти к нему на службу, – вспоминает мужчина. – Я согласился. В пользу этого решения сыграло то, что буду находиться в Кемелишках, и то, что в какой-то степени пойду по стопам отца. Хотя понимал ответственность: наблюдать со стороны за работой пожарных – одно, а самому тушить огонь – другое.
В 1995 году Петровский возглавил отдельный пост военизированной пожарной службы в Кемелишках, которому присвоили номер 13. И как бы эта цифра ни пугала, для работников она оказалась удачной – с поставленными задачами справлялись по совести.
– Отмечу всех, с кем начинал, – мы были первопроходцами, потому что никто из нас не был профессиональным пожарным: Валерий Томашевич, Анатолий Ковалевский, Сергей Заянчковский, Пётр Рабковский, Андрей Рябцев, Владимир Лазовский, Анатолий Плявго, – называет коллег Виктор Иванович. – Кто-то потом сменил род деятельности. А, например, Анатолий Ковалевский только недавно оставил службу по выслуге. Мы были сплочённым коллективом – подставляли плечо друг другу, выручали в сложных ситуациях и не боялись ни в огне, ни в воде – уверенность в том, что ты не один в борьбе со стихией, много значит.
Помещение под пост выделил совхоз «Кемелишки». Здание не было приспособлено – общими усилиями пожарных и руководства районной службы, работников совхоза и сельского Совета ему придали нужный вид.
Из Гродно пригнали «Урал». У машины были большой запас воды и хорошая проходимость, но она оказалась не очень манёвренной.
– Когда только пригнали «Урал», мы не знали ни характеристик, ни правил работы на нём. Договорились: с утра собираемся и изучаем тактико-технические данные, – вспоминает мужчина. – И в эту ночь в соседней деревне произошёл пожар, там погибли люди… Конечно, те, кто видел, что машина стояла, но на месте происшествия её нет, негодовали…
– К слову, наш «Урал» и сейчас несёт боевое дежурство, – добавляет Петровский. – Его передали на пост в Страчу. Насколько я знаю, машину немного усовершенствовали.
Со временем рос профессиональный уровень работников: что-то приходило с опытом, чему-то обучались. А потом они придумали, как популяризировать свою профессию среди подрастающего поколения, –организовали клуб юных пожарных при школе.
– Детям было интересно, они приходили к нам с удовольствием, мы проводили показательные выступления, – вспоминает Петровский. – Не хвастаясь, отмечу, что многие из тех ребят сегодня в рядах МЧС.
За годы службы Виктор Иванович получил много разных наград, но самой главной считает первую – грамоту, которую в 2003 году накануне Дня пожарной службы ему вручил первый министр МЧС Валерий Астапов.
Пост мужчина оставил в 2011 году по выслуге лет.
– Поначалу скучно было, долго отвыкал от режима, во сне что-то дёргало, – признаётся он. – Но я знаю, что на смену пришли надёжные люди, у них всё на профессиональном уровне. Иногда захожу к коллегам в гости, в отделе бываю. Техника современная впечатляет: МАЗы более скоростные, с большим запасом воды, с хорошим оборудованием.
– Горжусь, что часть моей жизни связана с пожарной службой, замечает Виктор Иванович. – Приятно, что сегодняшние работники помнят о нас. Отдельная благодарность начальнику Виталию Рыбаку: у него большой коллектив, много обязанностей, но он никогда не забывает поздравить с днём рождения и праздниками, поддерживает ветеранов.
Что касается статуса ветерана пожарной службы, то Петровский считает его гордым и обязывающим с честью и достоинством выглядеть среди окружающих. Да, он – молодой пенсионер, но по-прежнему может приносить пользу обществу, и потому не сидит дома, а работает по своей первой специальности слесарем-электриком на автозаправке в Котловке.
– По случаю праздника в честь ветеранов пожарной службы от всей души поздравляю своих коллег и желаю здоровья и мира, – подытоживает разговор мужчина.
У Виктора Ивановича 4 внука (2 мальчика и 2 девочки) – и дед надеется, что кто-нибудь из них пойдёт по его стопам: станет спасателем.