Монолог мамы подростка с аутизмом

17:00 / 02.04.2023

Саша наш второй сын. Беременность протекала сложно, особенно её первый триместр. Я перенесла операцию по удалению аппендицита, позже переболела ветряной оспой. Были опасения за здоровье ребёнка, но врачи-генетики уверяли, что угрозы нет – всё в порядке.

stock-photo-rear-view-little-child-covering.jpg

Роды прошли без осложнений. Опыт в воспитании и наглядный пример в развитии ребёнка у нас уже был. Первые тревожные звоночки появились, когда сыну было полтора года. Саша всё больше уединялся, не хотел с нами контактировать, не смотрел в глаза. Игрушки выкладывал строго в ряд, предпочитал только синий цвет. И не разговаривал.

Близкие успокаивали, советовали подождать, мол, мальчишки развиваются медленнее, чем девочки. Но к 3-м годам картина не изменилась, наоборот, поведение стало нетипичным. Беспричинные приступы смеха, выбор одного маршрута – и ни шага в сторону… В магазине мы тоже не могли находиться: ребёнок без причины начинал кружиться, хлопать в ладоши. Детские площадки приходилось обходить стороной: другим мамам не нравилось, как ведёт себя сын. Люди особенности в поведении Саши воспринимали как невоспитанность, ведь внешне дети-аутисты не отличаются от обычных. В то время, лет 10 назад, очень мало говорили об этой болезни.

В садике сыну было некомфортно: он просто не понимал, чего от него хотят, не воспринимал обращённую к нему речь воспитателей. Понимаю, что из-за переполненности группы педагогам тоже было непросто с нашим ребёнком.

 Нам предложили посещать центр корекционно-развивающего обучения и реабилитации. Для этого нужно было пройти обследование. Обратились к психиатру, неврологу и отоларингологу, чтобы исключить частичную потерю слуха. Тогда и начались наши бесконечные осмотры и поездки. Чего только ни делали: сдавали анализы у генетиков, делали аудиограммы, томограммы, энцефалограммы… Обследования поражений не выявили: физиологически Саша был абсолютно здоров. Нам поставили диагноз аутизм.

Период с 7 до 11 лет был самым тяжёлым для нашей семьи: Сашины беспричинные истерики, с которыми мы не могли справиться, выбивали из колеи. Пробовали нетрадиционную медицину, дорогостоящие зарубежные препараты, безглютеновую диету… Ничего не помогало. Как-то попали на консультацию к професору, который порекомендовал для начала постараться принять своего ребёнка таким, какой он есть – с особенностями, предпочтениями. Это в корне изменило ситуацию.

Самое сложное для меня было принять странное поведение сына, реакцию окружающих на него и то, что Саша всегда будет таким. Благодаря поддержке мужа и близких я нашла в себе силы всю энергию направить на воспитание нашего особенного ребёнка и улучшение его качества жизни. Благоприятная обстановка дома, таблетки плюс профессиональный подход специалистов коррекционного центра – всё это дало хороший результат.

Саше 14 лет. Мы спокойно гуляем, ходим в магазин. Он знает, что в общественном месте нужно вести себя хорошо, зато дома можно немножко похулиганить и покапризничать. В большинстве случаев сын понимает обращённую к нему речь, говорит с нами. У нас четверо детей, и Саша прекрасно ладит с ними. Папа для него авторитет. Вы бы слышали, как наш Сашка поёт! Он столько песен знает. Конечно, какие-то слова у него западают, но мелодию он ведёт, как профессиональный музыкант. Наш парнишка очень интересуется датами, временем. Даже если не будет под рукой часов, он безошибочно назовёт точную цифру.

…Хочется, чтобы люди относились с пониманием к детям-аутистам. От этой болезни никто не застрахован. Родителям особенных ребят желаю не отчаиваться и не раскисать. Как говорится, Бог даёт нам столько испытаний, сколько мы можем вынести. Примите ситуацию и не ищите причин. Любите и делайте всё для своего ребёнка.

Записала Алёна ГАНУЛИЧ.

Текст: Главный администратор