Про сало с шампанским и персональный вертолёт председателя колхоза вспоминает Виталий Бондарик
11:00 / 10.08.2022
Менеджмент под сало с шампанским
Начало 90-ых было непростым для всех, в том числе – и для аграрной отрасли. Рушились привычные связи, требовались иные подходы и управленческие решения. Особая роль отводилась учёбе и переподготовке кадров. Руководители и специалисты проходили обучение не только в районе, области и республике, но и за пределами Беларуси.
Как-то зимой в управление сельского хозяйства, которое я тогда возглавлял, пришло приглашение из Ленинградского центра подготовки кадров на 10-дневные курсы по изучению проблем и подходов адаптации аграрной отрасли к новым условиям.
Председатель колхоза имени Калинина Виктор Ермак, директор совхоза «Рытанский» Георгий Кара, заместитель председателя колхоза имени Кирова Генрих Часнойть и я отправились в Сочи.
Состав лекторской группы впечатлил: перед нами выступали кандидаты, доктор наук. Они знакомили с опытом и наработками по интеграции социалистического сельского хозяйства ГДР в капиталистическую систему ФРГ. Никто не предполагал, что со временем и в нашем аграрном секторе появятся холдинги, которые гармонично сольются в эффективную цепочку «производство – переработка – торговля». Наш лексикон тогда обогатился новыми терминами: менеджмент, логистика, лизинг…
Запоминающейся была заключительная, непроизводственная часть учёбы. Экстрасенс определил у желающих слабые места в организме, продемонстрировал, как, зная особые точки на теле, поддерживать себя в тонусе. Ресторатор знакомил с правилами этикета за столом на официальных приёмах; рассказал, как и в какой последовательности пользоваться различными ножами, вилками, фужерами, рюмками; объяснил, какие блюда подаются под те или иные напитки. Когда дело дошло до вопросов, кто-то из нашей группы спросил: «А можно шампанское закусывать салом?» На несколько секунд ресторатор онемел, а затем с нескрываемым раздражением ответил: «Это кощунство!»
Вернувшись в гостиничный номер, мы нарезали оставшийся кусочек вкусного белорусского сала, разлили по кружкам шипучий напиток – и совершили кощунство, убедившись, что профессионалы не всё знают о приятном сочетании несочетаемых продуктов!
Занятие по этикету. Гостиница «Жемчужина» г. Сочи, 1992 год: Анатолий Бондарик, Генрих Часнойть, Георгий Кара, Виктор Ермак
«Устав не запрещает!»
На этих курсах мы познакомились с одним из руководителей из Ростова-на-Дону. Его хозяйство успешно занималось выращиванием бобовых культур. Мы заинтересовались – и получили приглашение увидеть всё своими глазами. Вскоре наша группа, дополненная председателем колхоза имени Чапаева Марьяном Шагуном и директором совхоза «Кемелишский» Иваном Дужиком, отправилась на юг России.
Весна там началась рано, ещё шла посевная, но уже взошла кукуруза. Увидев, как её бороновали поперёк рядков – по словам специалистов, это защищало посевы от сорняков, – мы бросились к агрегату, чтобы перенять опыт. И сразу же убедились, что у нас этот метод не применишь: на их черноземах не найдешь ни одного камешка и растения не травмируются.
Затем поехали на пастбище, где паслась большая отара, пообщались с чабаном-чеченцем. Оказалось, он круглый год пасёт овец. Жильё его рядом: вырытая в овраге трёхкомнатная землянка. Генератор освещал помещение, давал ток холодильнику, телевизору, радиоприёмнику, имелась газовая плита. Но больше всего нас удивило, что у чабана было две жены – они занимались хозяйством. На наше нескрываемое удивление председатель ответил: «Устав колхоза это не запрещает, а производительность труда в таком случае повышается».
Наши не хуже!
В известном конезаводе имени Будённого мы увидели табун лошадей разных мастей и возрастов. Один из специалистов подвёл красавца жеребца: кожа на нём блестела в лучах весеннего солнца, глаза горели. «Может, кто-то хочет прокатиться?» – спросил в уверенности, что никто не рискнёт. Не успели мы глазом моргнуть, как Виктор Ермак ответил: «Я хочу! В своём хозяйстве не раз верхом объезжал поля!» И, проворно вскочив в седло, пришпорил коня.
Обескураженные гости и хозяева разделились на две группы: одна беспокоилась за наездника, другая переживала за арабского скакуна, который стоил сотни долларов! К счастью, через несколько минут Виктор Иванович бодро соскочил на землю. Все с облегчением вздохнули.
Итогом той нашей поездки стало тесное сотрудничество: три года Островец отправлял в Ростов-на-Дону сортовой и продовольственный картофель, и получал обратно вику и горох.
На улице Каберне
Самые продуктивные отношения у островецких аграрников наладились с Молдавией благодаря директору совхоза «Рытанский» Георгию Каре. Ещё будучи главным агрономом колхоза имени Карла Маркса, он в конце 70-ых снабжал своё хозяйство семенами кукурузы. А когда Георгий Фёдорович возглавил совхоз, связи Островетчины с его родной Гагаузией, автономной территорией в Молдове, стали ещё прочнее. Главный агроном управления сельского хозяйства города Камрат Владимир Буюкли был его другом: подбирал сорта, организовывал загрузку транспорта, давал дельные советы по технологии выращивания кукурузы.
За 20 лет дружеских отношений сотни тонн ценного посевного материала поступило в наш район из Молдовы. На родине Георгия Фёдоровича побывала половина островецких руководителей. Хлебосольные южане всегда были рады гостям из Беларуси.
Как-то осенью полный микроавтобус направился в турне по проторённому «кукурузному» пути.
В столице нам организовали экскурсию в Криковские винные подвалы. Кишинёв строился в основном из ракушечника, добываемого из земных недр. Со временем образовавшиеся пещеры стали использовать для хранения вина: здесь круглый год постоянная температура, влажность, а по километровым лабиринтам можно проехать на автомобиле. В подвалах от пола до свода лежали большие дубовые бочки с вином. Возле каждого поворота на стене – таблички: улица Совиньон, Алиготе, Шардоне, Каберне… В постчернобыльский период Молдова была основным поставщиком за рубеж «Каберне» – считалось, что это вино способствует выведению из организма радионуклидов.
Нам предложили попробовать эксклюзивный напиток. После той дегустации целый год я не мог пить вино, купленное в Беларуси: оно напоминало закрашенную воду с лёгким виноградным ароматом!
Заглянули мы и в комнату приема важных гостей. Рассказали, что в ней побывал Юрий Гагарин – и даже задержался, нарушив свой плотный график: об этом свидетельствовала подаренная хозяевам фотография с автографом: «Прибыл 23-го, убыл 24-го».
Живая вода
Далее наш путь лежал по бескрайним молдавским просторам, занятым виноградниками, садами, кукурузой. На одном из полей озимой пшеницы увидели цепочку людей. Оказалось, крестьяне раскладывали в мышиные норки отравленные приманки. Вспомнилась информация: в некоторых местах на гектаре насчитывается до 60 тысяч мышей! Не позаботишься об их истреблении – урожая не жди.
Приехав на место, захотели помыть руки с дороги. И сразу ощутили бережное отношение местных жителей к воде. У каждого хозяина во дворе колодец – но это не источник, а хранилище воды. Воду покупают, её привозят и сливают в забетонированную подземную ёмкость.
Молодожёны после ЗАГСа здесь едут не к памятникам, а к редким в этих местах настоящим колодцам. Это произведения искусства, созданные местными умельцами. Над срубами возвышаются сказочные теремки, деревянные узоры, фигурки, раскрашенные в яркие цвета. Из недр молодожёны достают живительную влагу и пьют в надежде, что живая вода принесёт здоровье, счастье, благополучие.
Мы невольно поучаствовали в таком праздничном ритуале, подарив на память удивлённой паре молодых набор пастельного белья из белорусского льна и пожелав, чтобы первенцем стал наследник рода. Через несколько лет узнали, что в той семье в самом деле первым родился мальчик и назвали его именем белорусского гостя.
Персональный вертолёт
Но основной целью нашего визита в Молдову было знакомство с аграрной отраслью страны.
На одной их ферм увидели в силосных ямах высушенную массу кукурузы вперемешку с дроблёным зерном. Надои на этой ферме превышали 4-тысячный рубеж – небывалые тогда для нас показатели. И неудивительно: хозяйства Островецкого района не могли заготавливать подобный корм, кукуруза вызревала только до молочно-восковой спелости, не хватало суммы эффективных температур. Видя наш интерес, главный агроном управления сказал: «На подходе сорт с более коротким сроком созревания. Как только появится промышленная партия, постараюсь для вас договориться». Через год он своё слово сдержал.
Знали о наших дружественных отношениях с Молдовой в других районах области, в том числе – в колхозе имени Баума Ивьевского района. В начале 90-ых это было одно из передовых хозяйств, здесь внедрялись новые технологии, испытывались перспективные сорта, животноводы разводили алтайских оленей. Руководитель его имел даже служебный вертолёт!
Узнав, что в Рытань везут партию семян нового гибрида кукурузы, из которой по старой дружбе кое-что обещали выделить и ему, он прилетел в совхоз. Сделав круг над новым домом культуры, пилот профессионально посадил винтокрылый аппарат на тротуар у крыльца. Тут же сбежалась ребятня, стали подтягиваться взрослые. Гость, не обращая ни на кого внимания, прошествовал в кабинет директора. Георгий Федорович сказал, что машина с семенами приедет примерно через час и предложил коллеге отведать ухи на берегу Вилии. Надо ли говорить, что на пикник гости и хозяева не поехали, а полетели?
Вскоре грузовик привёз долгожданные семена. Перегрузив долю соседей в салон, попрощались. Вертолёт поднялся в воздух и исчез за кромкой леса, унося за собой эпоху демократии на грани вседозволенности, на смену которой приходила эра серьёзных сельскохозяйственных свершений.
В поездке по Германии (слева направо): директор совхоза «Рытанский» Георгий Кара, председатель колхоза имени Куйбышева Виктор Паршонок, начальник райсельхозхимии Павел Захаревич, председатель колхоза имени Карла Маркса Евгений Кухарчик, секретарь райкома партии Николай Яловский, председатель колхоза имени Чапаева Марьян Шагун, директор совхоза «Подольский» Ричард Савко, руководитель одного из первых в районе частных предприятий Владимир Косович, директор совхоза имени Мичурина Валентин Балабанович
Виталий БОНДАРИК.