Пешеход и велосипедист: у кого больше прав?
16:24 / 11.07.2022
А вот культура некоторых любителей езды на велосипеде, а также водителей и пешеходов продолжает оставаться низкой.
У кого больше прав, кто имеет преимущество на велодорожке, планируется ли проложить их по всему городу – на эти и другие вопросы, с которыми в редакцию газеты обратился любитель езды на велосипеде Сергей Лосев, мы попросили ответить начальника отделения ГАИ Островецкого РОВД Владимира Александровича, заместителя председателя Островецкого райисполкома Виктора Зеленко, инструктора-методиста по туризму Островецкого ФСК Елену Акула.

– Некоторые автомобилисты во время движения пытаются указать велосипедисту, где он должен ехать, вплоть до подрезания и угроз разобраться. Насколько правомочны такие действия?
Владимир Александрович:
– Если велолюбитель считает, что он передвигается без нарушений ПДД, а водители в определённых ситуациях не правы и создают угрозу безопасности дорожного движения, то он может обратиться в милицию.
Сотрудники ОВД разберутся и дадут оценку действиям как водителя, так и велосипедиста.
– При отсутствии знака «Движение на велосипедах запрещено» правомочно ли использование для движения на велосипеде проезжей части для автомобилей даже при наличии других разрешённых частей дороги для велосипедного движения (тротуары, велодорожки, обочины)?
Владимир Александрович:
– В пункте 148 Правил дорожного движения говорится: «Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при её отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов.
При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допустимо движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от её правого края».
– Если при наличии на дороге велодорожки и тротуара велосипедист выберет последнее, то кто будет иметь приоритет: пешеход или велосипедист?
Владимир Александрович:
– Приоритетность оговорена в том же пункте 148 ПДД. Он гласит: «Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при её отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов».
Права и обязанности пешеходов оговорены в главе 10 Правил дорожного движения.
– Разрешено ли сейчас регулируемые перекрёстки проезжать на велосипеде не спешиваясь?
Владимир Александрович:
– В настоящее время запрещено. Но с 18 октября, со вступлением в силу изменений и дополнений в ПДД, велосипедисты смогут проезжать перекрёстки на велосипеде не спешиваясь.
– Инфраструктура, предписанная для движения на велосипеде, далека от совершенства. Например, спортсмен-велосипедист по обочинам долго и много не наездит, да и некоторые модели велосипедов не предназначены для езды по просёлочным и лесным дорогам, включая обочины, которые зачастую находятся в плачевном состоянии. Ранее построенные тротуары тоже не дают беспрепятственного проезда на велосипеде. Как в этом случае выбирать места для поездки?
Владимир Александрович:
– Не в моей компетенции давать такие советы. Каждый велосипедист делает это так, как считает нужным. Главное – не нарушать правила дорожного движения и обезопасить себя.
– Какие преимущества дают официально зарегистрированные велосипедные маршруты в пределах города, района?
Елена Акула:
– Начну с того, что новая часть города оборудована велодорожками. Также они проложены от Островца до агрогородка Мали, посёлка Гудогай и в самом посёлке.
Что касается велосипедных маршрутов, то на Островетчине их разработано и утверждено 3.
Первый велосипедный маршрут составляет 35 километров. Основные пункты: г. Островец (памятник советским воинам и партизанам) – аг. Мали – д. Ольгиняны – д. Келёйти – д. Изабелино – д. Трайги – д. Дегенево – г. Островец, ул. Каменка – г. Островец (памятник советским воинам и партизанам).
Велосипедный маршрут «Сорочаны исторические» составляет 42 километра. Стартует и финиширует он на агроэкоусадьбе «Хутор Комаришки», проходит через Погулянку, Шайкуны, Клющаны, Мостяны, Жукойни Желядские.
Ещё один маршрут «Астравеччына – край блакітных азёр». Он рассчитан на 2 дня. Начинается в аг. Михалишки, проходит через Ольховку, Малую Страчу, Воробьи, Большую Страчу, Спонды, Тумки, Подлипье, Сарочье, после чего велосипедисты возвращаются в Михалишки.
Но мы только предлагаем разработанные маршруты, за их преодоление отвечают сами туристы.

– Планируется ли в нашем районном центре создание непрерывных велосипедных дорожек, как, например, в Минске?
Виктор Зеленко:
– В Островце в ходе реконструкции и строительства новых улиц особое внимание уделяется в том числе комфорту передвижения велосипедистов. Для них строят велодорожки, как правило, отделённые газоном от пешеходных дорожек и тротуаров.
Велодорожками оборудованы новые микрорайоны города – центральная его часть полностью приспособлена для любителей езды на велосипеде.
В исторической части города при реконструкции улицы Володарского тоже сделали велодорожку. Такая же будет на улице Октябрьской после введения её в эксплуатацию.
Разработан проект по созданию в городе пешеходной рекреационной зоны, которая свяжет все микрорайоны Островца. Но пока это только в планах. Когда будет принято решение об их осуществлении, мы обязательно расскажем читателям газеты.



