Комитет госконтроля проверил школьное питание: нарушения выявлены в 13 школах области
Тема организации и качества школьного питания находится в поле зрения Комитета госконтроля области.
Главой государства ещё в 2017 году дано поручение о принятии незамедлительных мер по устранению недостатков в сфере организации питания в учреждениях общего среднего образования.
Питание должно быть сбалансированным, ведь недостаток питательных веществ может пагубно повлиять на физическое и умственное развитие ребёнка. Кроме того, школьные завтраки и обеды должны быть не только полезными, но ещё и вкусными.
Благодаря принятым мерам, ситуация за последние несколько лет изменилась к лучшему: устранены системные недоработки и большинство выявленных нарушений и недостатков.
Однако, как свидетельствуют результаты контрольно-аналитических мероприятий, проблемы ещё есть.
При проведении мониторинга в мае текущего года Комитет области выявил нарушения в 13 учреждениях образования, большинством из которых не соблюдались санитарно-эпидемиологические требования, санитарные нормы и правила при хранении продуктов и полуфабрикатов, при приготовлении блюд, допускались нарушения технологии приготовления завтраков и обедов.
По результатам мониторинга школам направлены рекомендации по устранению нарушений. О результатах контроля проинформированы администрации Ленинского и Октябрьского районов г. Гродно, Мостовский, Новогрудский, Ошмянский и Сморгонский райисполкомы. За выявленные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено 83 человека. Результаты контроля за организацией питания школьников в учреждениях общего среднего образования рассмотрены на заседании коллегии Комитета области.
Проведённые в октябре-ноябре контрольные мероприятия показали, что негативный урок по вопросам организации питания усвоен большинством школ.
Контролёры отмечают положительный опыт работы над ошибками по данному вопросу в учреждениях образования г.Гродно, где в 6 учреждениях в текущем году используется привозное питание, которое готовится в столовой комбината школьного питания, оснащённой современной техникой, и развозится по школам в ланч-боксах. В результате применения такого формата питания экономятся бюджетные средства на ремонт пищеблоков школ и приобретение в них оборудования, более рационально используются трудовые ресурсы и электроэнергия комбината школьного питания. Более того, приготовление блюд непосредственно в комбинате школьного питания позволяет обеспечить контроль за технологией, а также исключить хищение продуктов недобросовестными сотрудниками.
Однако отдельные школы в районах области решили не учиться на чужих ошибках. Например, выявлены недовложения сырья и маловесные порции. Так, в 3-х школах Дятловского района установлен недовес отдельных школьных порций (например, рыбы). При этом имелись и излишки по отдельным блюдам (например -- пюре картофельного), которые образовались за счёт увеличения объёма воды при закладке сырья. Грешили таким образом и в пищеблоках отдельных школ Кореличского района, где, кроме того, не соблюдались условия хранения сырья и уже приготовленных блюд.
Особое внимание контролёрами обращено на примерное меню и выполнение натуральных норм питания. Как оказалось, у каждого ученика – свои предпочтения в еде, а в отдельных школах дети оставляли на тарелках почти нетронутые обеды.
По области натуральные нормы питания выполняются. Вместе с тем средняя норма не показывает истинного положения дел, а в отдельных школах её выполнение достигается за счёт перевыполнения по отдельным продуктам питания.
Анализ двухнедельного меню рационов питания в сентябре-октябре в отдельных школах показал, что ниже нормы использовались мясо, птица, фрукты, молоко и кисломолочные продукты. При этом свыше установленных норм (как правило) использовались макаронные и кондитерские изделия.
По мнению контролёров, при разработке примерных рационов питания школьников не учитывается пищевое предпочтение детей. Назрела необходимость пересмотреть ассортимент предлагаемых детям блюд и натуральные нормы питания. Необходимо внедрять новые формы и методы организации питания.