Специально для «АП»! О чём говорили пилот гоночного МАЗа и корреспондент газеты
12:57 / 26.11.2021
Ну и как же не воспользоваться возможностью побеседовать с теми, кто из первых уст может рассказать всё о гонках на грузовиках.
Знакомьтесь: пилот и механик белорусской спортивной команды по ралли-рейду «МАЗ-СПОРТавто» Виталий Мурылёв – специально для читателей «АП».
– В дакаровских соревнованиях традиционно участвуют 3 боевые машины по 3 человека в экипаже. Но ведь это далеко не вся команда?
– Конечно! В одной машине пилот, механик и штурман – итого в гонке 9. Всего же нас где-то 32 человека: руководящий состав, инструкторы, механики, водители. Это полноценный штат сотрудников, которые занимаются всем, что связано со спортом и выездом команды «МАЗ-СПОРТавто» на соревнования.
Хотя наша команда ещё считается небольшой, поэтому один человек в разное время может выполнять несколько функций. Я, например, пилот и механик боевого экипажа – если не за рулём, то занят ремонтом.
– Для вашей команды ралли-гонки – работа или что-то большее?
– Просто работой это не назовёшь! В ней есть своя специфика: в одном месте собрались люди не просто с широкими умениями и знаниями, но и желанием что-то усовершенствовать и проявить себя. А ещё – способностью работать в одной команде. Это тоже очень важно.
– Рабочий день пилота начитается?..
– …Как у всех работников Минского автомобильного завода – собственно, мы есть эти самые работники. Приходим на предприятие и выполняем свои обязанности – у кого-то это проектирование автомобиля, у кого-то – ремонт-наладка, у кого-то – организационная работа по подготовке к участию в соревнованиях.
Члены экипажа к тому же проходят тренировки в РНПЦ спорта – разные по физическому уровню, а также испытания в медицинских центрах. Хорошая форма и здоровье должны быть у всех выступающих на спецучастках. Стихия грузовика – пересечённая местность, бездорожье, по которому он передвигается очень быстро. Нагрузка, что испытывает автомобиль, частично передаётся сидящим в кабине – в основном страдают шея и спина. Чтобы не получить травму и тем самым не сойти с дистанции, нужно постоянно тренироваться.
Специальная экипировка, без которой просто не выпускают на старт, хорошо защищает от последствий жёсткой езды. Сидения также специальные, спортивные, как и ремни безопасности. Ещё обязателен шлем плюс защита шеи.
К сожалению, тренироваться на территории Беларуси мы не можем – нет подходящего рельефа, даже приближенного к тому, что поджидает нас на дакаровском ралли и «Шёлковом пути». Так, «Дакар» – это в большинстве своём пустыня, песок, перепады высоты. В основном мы тренируемся в России, в Астрахани – там есть большой «природный» полигон бездорожья, который как раз подходит для испытаний машин и экипажей.
– Влияет ли на выносливость организма климат пустыни?
– Да, потому что он очень изменчив: днём может быть жарко, а ночью очень холодно. Климат Саудовской Аравии сильно отличается от нашего.
– Вообще гонки на таких больших грузовиках по пересечённой местности считаются опасными?
– Не зря они называются «ралли-марафон». Это многодневная гонка с большим пробегом как по спецучасткам, так и по леозоне (перегонные участки. – Прим. авт.). Это уже подразумевает определённый риск – как, в принципе, любые соревнования в любом виде спорта, – только ещё увеличенный из-за высокой техничности. Ты пытаешься реализовать возможности автомобиля – а это та ещё мощь. И хотя, я считаю, в грузовике всё сделано для безопасности людей – риски никто не отменял. Всё же это экстремальный вид спорта.
– Чтобы попасть в команду, требуется специальный отбор?
– Для начала нужно быть работником завода. Потом изъявить желание быть в команде – и пройти собеседование. К слову, в «МАЗ-СПОРТавто» есть и 2 девушки, правда, они в основном занимаются организационными вопросами.
– Вопрос от моего сына-подростка: что находится в кузове грузовика?
– Кузов имеет больше эстетическое значение, да и по техтребованиям соревнований в машине должна быть «надстройка» – кунг. Там перевозятся запасные колёса, инструменты, установлен бак – он не виден снаружи.
– МАЗ для общего пользования и гоночный автомобиль сильно отличаются?
– По большому счёту, разница только в их целевом использовании. Со своими «повседневными» задачами серийный автомобиль справляется. Гоночные МАЗы «заточены» под нагрузки на соревнованиях. Но все узлы и запчасти к ним делаются на нашем заводе, поэтому в их надёжности и качестве я не сомневаюсь. И собираются гоночные экземпляры не на конвейере, а работниками «спортивного» подразделения.
На заводе после каждого выступления машина проходит детальный осмотр – все повреждённые механизмы и узлы тут же дорабатываются и меняются. К слову, в гонке участвуют и автомобили техподдержки, которые в разрешённое время обслуживают машины-участницы.
– Боевые грузовики на соревнования передвигаются своим ходом?
– Куда можем доехать, конечно, едем сами. На «Дакар», понятно, так не доберёшься. Машины транспортируются до парома во Франции, где их грузят, – и мы забираем их уже в Саудовской Аравии. В Россию на «Шёлковый путь» перевозим на лафете. Всё это делается, чтобы сохранить ресурсы автомобилей.
– Как настраиваетесь на очередной заезд?
– Чтобы выступить хорошо, команда должна быть сплочённой и дружной. Все болеют за общее дело, переживают сердцем и душой, как говорится. Настраиваем друг друга слоганами. Наш самый любимый: только вперёд и ни шагу назад! Общей традиции перед стартом у команды нет, но у каждого обязательно есть своя, маленькая. Какая у меня? Не суеверный, но не скажу – это секрет. (Смеётся.)
– После гонки есть время на отдых?
– Весь год проходит очень динамично – начиная с апреля и заканчивая гонкой года ралли-рейдом «Дакар». Техника постоянно дорабатывается, поэтому мы активно работаем – пытаемся идти в ногу со временем и улучшать то, что можно сделать ещё лучше. Поэтому расслабляться не приходится.
СПРАВКА
«МАЗ-СПОРТавто» – белорусская спортивная команда по ралли-рейдам Минского автомобильного завода.
В первой гонке «Шёлковый путь – 2010» команда финишировала 12-й.
Макет первого спортивного грузовика теперь установлен в ведомственном детском лагере «Зубрёнок».
Команда приняла участие в 37-и гонках национального и международного уровней. Самые высокие результаты: 2 место в ралли-рейде «Дакар – 2018» и 3 место в «Дакар – 2020».
Подписывайтесь на «Островецкую правду» в телеграм по короткой ссылке https://t.me/ostrovetsby.
И присоединяйтесь к нашему сообществу в viber https://vk.cc/c3yHGs – будьте всегда в курсе свежих новостей из жизни Островца и Островецкого района.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Гродно Медиа Group» по короткой ссылке t.me/GrodnoMediaGroup.
Телеграм-канал «Гродно Медиа Group» – это ежедневные новости районов Гродненской области и города Гродно.
Фото и из архива "МАЗ-СПОРТавто"