Дальнобойщица Александра Ластовская: «Когда выезжаю в рейс, настраиваю себя, что всё будет хорошо»
15:35 / 28.10.2021
Признаюсь: если бы довелось «поиграть в судьбу» моей героини, безусловно проиграла бы. Даже в голову не могло прийти, что эта стройная женщина со стильной причёской и модным маникюром – водитель большегрузного автомобиля. Я не представляла, что наши белоруски на такое способны. Конечно, тем, что за рулём теперь каждая вторая представительница давно не слабой половины человечества, никого сегодня не удивишь. И женщины-таксисты уже не редкость. Но чтобы наша сестра – на фуре, в которую
ещё нужно подумать, как забраться, неделями в рейсе, вдали от дома?! Да ладно!
Но вот передо мной сидит, немного смущаясь – не привыкла к вниманию прессы, – моя новая знакомая Александра Ластовская. Моложавая, красивая, ухоженная. Дальнобойщица… Даже слова такого нет – его недавно придумали, может, я и придумала? А она, представительница этой профессии, – есть!
Ошибка природы
– Природа со мной ошиблась, – улыбаясь, говорит Александра. – Я должна была родиться мальчиком. Во всяком случае, папа очень хотел сына – в семье к тому времени уже подрастали две дочки.
Но Александра – или кто там отвечает за то, кто должен родиться? – не оправдала ожиданий родителей… В память о своей несбывшейся мечте отец назвал третью дочку мальчишечьим именем. И предопределил её судьбу.
– Я росла пацанкой, – вспоминает Александра. – Пока сёстры, как все нормальные девчонки, в куклы да в школу играли, я не могла пройти мимо ни одной железяки. Всё детство проездила то с крёстным отцом в автобусе, то с родным – в колхозном ЗИЛе. Машина, дорога – это было единственным, что меня интересовало.
Кстати, в Александре поиграли не только отцовские гены: мама её, Галина Ромейко, в девичестве – Василевская, была одной из первых трактористок в районе.
Нужно ли говорить, что и замуж Александра вышла за водителя.
Странным кажется другое: при такой увлечённости техникой водительские права она получила довольно поздно, в 32 года: дочка уже в шестой класс ходила, сын родился. Муж работал на большегрузных машинах, неделями пропадал в рейсе, она с двумя детьми – дома, в деревне, в Липках. Добраться в магазин, поликлинику, райцентр по делам – любая мелочь становилась проблемой. И это при том, что в гараже стояла машина. «Всё, больше не могу! – заявила она как-то Виктору. – Пойду учиться на права. Что я хуже всех, что ли?»
Муж – и это тоже странно – поначалу воспротивился: какая автошкола, на кого ты Никиту оставишь, подожди немного, пока подрастёт. Но Александра настояла: пару часов присмотреть за братиком и Эрмина сможет, не маленькая уже, а мне права теперь нужны как никогда.
И муж сдался…
Одна мечта на двоих
Александра выучилась и получила права без особых проблем. И главный водительский документ использовала не для самоутверждения и не в качестве сувенира: дескать, я это сделала!
Посмотрев, как лихо, не хуже его самого, жена управляется с машиной, Виктор как-то полушутя-полусерьёзно предложил:
– Не хочешь категории «С» и «Е» получить?
– Хочу! – ответила она без раздумий.
Обучение на профессиональные водительские категории стало подарком мужа к её дню рождения. Она училась, сдавала, получала новые категории, карточку водителя – и они мечтали: вот дети подрастут – и станут они вместе колесить по дорогам.
Генеральную репетицию своей мечты Ластовские провели в 2017 году, когда Александра получила все необходимые документы. Студентка Эрмина приехала на каникулы и осталась за хозяйку, а супруги-водители отправились в рейс, да не куда-нибудь, а в Испанию.
– Не думайте, я не в качестве пассажира или туриста ездила – работали на равных, – рассказывает женщина. – Четыре с половиной часа муж за рулём, столько же – я. Всё по-взрослому!
– Ты молодец! – дал самую главную для неё оценку Виктор, когда вернулись. – Машину понимаешь, дорогу чувствуешь… Всё у тебя получится! Вот закончит Никитка школу, пойдёт учиться – и станем работать в паре.
И Александра поняла: это то, о чём она мечтала всю жизнь!
Она ещё не знала, что осуществлять их общую мечту ей придётся одной.
Лететь с одним крылом…
В 2019 году Виктора не стало. Вдруг. Он уехал в рейс – и не вернулся.
Его нашли мёртвым в машине на территории России. Врачи констатировали острую сердечную недостаточность.
Неверие. Отчаяние. Хлопотное возвращение тела. Похороны. Соболезнования.
И потом, когда всё закончилось, самый главный вопрос: как жить дальше? Как лететь с одним крылом? Куда? И зачем?
Когда первая, самая острая боль притупилась и высохли слёзы, решила: она должна осуществить их общую мечту. «Пойду работать на фуру», – сказала себе.
Решить-то легко. А вот как сделать?! Её документы и какая-никакая практика никого не убеждали: в фирмах, куда обращалась, делали большие глаза: вы? на фуру? а как колесо в случае чего поменяете?!
– Такое впечатление, что единственное, чем занимаются водители большегрузных автомобилей, – это меняют колёса! – горько улыбается Александра.
Как ни странно, найти работу ей помог сын. Никита учится в Ошмянском аграрном колледже, а в свободное время увлекается… ну конечно же, большегрузными автомобилями!
Пока водительских прав у него нет – годами не вышел, он делает их фото- и видеосъёмку. Как-то, работая с одним дальнобойщиком, рассказал о матери и её мечте. Тот поговорил с директором фирмы, который, на счастье, оказался человеком прогрессивным и философски заметил: «А почему бы и нет! Можно попробовать». И пригласил Александру на собеседование. Они немного покатались по месту, он проверил её профессиональные навыки, а потом – вот тебе машина, груз, документы – и вперёд, на Москву!
Так в 2019 году, в 45 лет, когда многие женщины считают, что жизнь прошла и пора готовиться к пенсии, Александра Ластовская круто поменяла свою судьбу и стала первой в Островецком районе – а, возможно, и во всей Беларуси – женщиной-водителем большегрузного автомобиля, в простонародье – дальнобойщицей.
Жизнь её – дорога
– Ой, как страшно было в первый раз ехать в рейс самостоятельно! – вспоминает Александра. – Руки-ноги тряслись… Но ничего, потихонечку: где-то спрошу, где-то попрошу помощи – люди в основном доброжелательные, водительская взаимовыручка – это не миф. Однажды зимой меня стянуло в кювет – пусть не первый, не второй, а только десятый, но остановился, помог выбраться.
– А как же колёса?
– Да вот как-то не доводилось, по счастью, сталкиваться ни с колёсами, ни с серьёзными поломками, – смеясь, разводит руками собеседница. – Когда выезжаю в рейс, настраиваю себя, что всё будет хорошо: благополучно пройду все таможни, доставлю груз и вернусь домой. Так и получается!
Хотя, признаётся: женщина за рулём большегрузной машины-рефрижератора – все ещё большая редкость.
– В Европе они встречаются чаще – как правило, работают семейные пары. На белорусских дорогах не видела никого. В России – однажды: встретились, улыбнулись друг другу – привет, коллега! – и разъехались…
Отношение к женщинам-дальнобойщицам тоже разное. В азиатских странах смотрят как на диво: фотографируют, снимают на видео. Да и братья-славяне часто отправляют варить борщи и печь пироги: дескать, куда лезешь, баба, не женское это дело! С хамами Александра обращается соответственно: если кто не понимает нормальных слов, может объяснить, что к чему, на понятном для них языке – так до некоторых лучше доходит. Она никогда не была пай-девочкой, а дорога выработала чисто мужские черты характера: решительность, твёрдость, порой – жёсткость.
– А иначе нельзя, – утверждает женщина. – Дорога слабых не любит…
Хотя большинство, по её словам, всё же относятся с уважением, порой – восхищением: такая хрупкая с виду – и такая сильная женщина!
Да что там говорить о случайных знакомых – сёстры по-разному восприняли её решение стать водителем-международником: одна приняла с пониманием, вторая категорически воспротивилась, мол, это слишком опасно.
А дети всегда на её стороне. У Эрмины уже своя, взрослая жизнь. А Никита во всём старается помочь матери. Летом она порой берёт его в рейс – и говорит, что чувствует себя намного спокойнее и увереннее, когда сын рядом. Кто знает, возможно, когда-то он поможет матери осуществить их общую с отцом мечту.
А пока Александра, заскочив на несколько дней домой в Липки, успевает переделать нелюбимые, но необходимые женские дела: убраться-постираться, наготовить сыну еды на несколько дней, привести в порядок огород – и снова в рейс...
Подписывайтесь на «Островецкую правду» в телеграм по короткой ссылке https://t.me/ostrovetsby.
И присоединяйтесь к нашему сообществу в viber https://vk.cc/c3yHGs – будьте всегда в курсе свежих новостей из жизни Островца и Островецкого района.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Гродно Медиа Group» по короткой ссылке t.me/GrodnoMediaGroup.
Телеграм-канал «Гродно Медиа Group» – это ежедневные новости районов Гродненской области и города Гродно.