Колгушкин и Ушакевич: две дороги – одна судьба
13:43 / 27.03.2020
И даже улицы, названные в их честь, находятся в Островце почти рядом.
Николай Степанович Колгушкин родился 5 декабря 1920 года в селе Ляпня Лукояновского (ныне Гигинского) района Горьковской (ныне Нижегородской) области.
Николай Колгушкин закончил Арзамасский рабфак, работал учителем в школе-семилетке в своей родной деревне. Накануне войны был призван в Красную армию. Учился в Ярославском военном училище, где его и застала война. Курсант Николай Колгушкин добровольцем ушёл на фронт.
Часть, в которой он служил, попала в окружение. Младший лейтенант Колгушкин с горсткой солдат прорвал вражеское кольцо и соединился с партизанами. Воевал в легендарной партизанской бригаде «Неуловимые», которая действовала поначалу в Полоцком районе, а затем передислоцировалась в леса под Юратишки и прославилась многими подвигами. Колгушкин был командиром взвода, участвовал в дерзких рейдах по тылам противника. Он лично пустил под откос семь вражеских эшелонов с живой силой и военной техникой. За боевые заслуги награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» І и ІІ степени.
После освобождения Беларуси Николая Колгушкина направили в Островецкий район для восстановления советской власти. Его назначили заведующим районным финансовым отделом. Сохранилась книга приказов райФО того времени, в которой приказ №1 от 27 июля 1944 года подписан Николаем Колгушкиным.
С января 1945 года Николай Степанович работал секретарём исполкома райсовета, с сентября этого же года – председателем плановой комиссии райисполкома. Избирался депутатом районного Совета депутатов трудящихся.
Иван Александрович Ушакевич родился 27 мая 1929 года.
– Время тогда было тяжёлое, но все мои дети учились в школе, – вспоминала мать Ивана Ушакевича Станислава Александровна. – Ваня учился в Давкшишской школе. Рос он, как и все дети, отличался разве тем, что был очень добросовестным и старательным.
Судьба свела Николая Колгушкина и Ивана Ушакевича сразу после освобождения района: первый возглавил Островецкое райФО, а второй работал финагентом. А в 1948 году Ушакевича избрали председателем сельсовета. В 1949 году он был награжден медалью «За трудовую доблесть».
Иван, молодой парень, еще не успел создать семью. Но у него была невеста Дуся, которая работала учителем в местечке Гудогай.
– Председателем сельсовета у нас после войны был Иван Ушакевич. Молодой, неженатый ещё, родом он из Подпрудья, или, как по-нашему, из Вапельни. Я хорошо его знала – свой же, местный, мы с ним не раз на станции Ошмяны лес принимали – отец Ивана был начальником этой станции.
Помню, однажды Ушакевич попросился к нам на ночлег. Мол, дождь собирается, боюсь промокнуть. Никакого дождя и в помине не было, но начинало темнеть и он, видимо, боялся встретиться с бандитами, идя домой по лесу.
Помню, в тот вечер он завёл с моей мамой искренний разговор.
– Снял я, тётка, медалик свой (медальон с изображением Иисуса Христа) и положил на печку: лежи ты, Боженька, себе спокойно, а я пойду своей дорогой. Наган мне дали – я теперь при должности!
А мама ему и говорит:
– Смотри, деточка, как тебе лучше. Но если Боженька от тебя отвернется, то и наган не поможет.
Так и вышло.
(Из воспоминаний Геновефы Андреевны Бурштынович, бывшей жительницы деревни Дайлидки, «АП» за 2012 год)
Расправа
Времена тогда были трудные и неспокойные. В 1949 году в районе началась массовая коллективизация. Люди в колхозы записывались неохотно, организационные собрания в деревнях приходилось проводить по несколько раз. Положение усугубляло то, что в лесах было полно вооружённых бандитов, которые запугивали активистов, устраивали расправы над коммунистами и комсомольцами, грабили и жгли колхозное имущество. Активисты каждый раз старались ночевать в другом месте. Все ходили с оружием. Им не раз подбрасывали записки с угрозами.
Мать Ивана Ушакевича вспоминала, что однажды Николай Колгушкин, заночевав у них в доме, сказал – как будто предчувствовал: «Неразумно было бы, пройдя войну, погибнуть тут и теперь».
Но все случилось именно так: тридцатилетний герой, неоднократно рисковавший жизнью на войне, и юный председатель сельсовета, не успевший ничего увидеть в жизни, погибли в мирное время от пуль бандитов.
В книге «Память. Островецкий район» приведены воспоминания матери Ивана Ушакевича Станиславы Александровны. Она рассказывала, что в тот роковой день накануне собрания сын заезжал к своей невесте Дусе, сказал, что вечером будет на собрании в Трокелях, хотя на самом деле собирался в Дайлидки – боялся, чтобы девушка ненароком не проговорилась кому-нибудь. А она, когда пришли бандиты и спросили, куда уехал Ушакевич, чтобы запутать их, сказала, что в Дайлидки. Думала, что спасает жениха – а на самом деле невольно способствовала его смерти.
…В тот день, 10 февраля 1950 года, в деревне Дайлидки проводили собрание – агитировали сельчан вступать в колхозы. Из района приехал начальник плановой комиссии райисполкома Николай Колгушкин, на месте его встретил председатель Дайлидского сельсовета Иван Ушакевич. После долгих и трудных разговоров с людьми решение о создании колхоза было принято, коллективное хозяйство решили назвать «Искра», избрали председателя – им стал Игнат Францевич Рзун.
Обычно советские активисты, выезжая на район, были настороже. Но в тот вечер бдительность их подвела.
Бандиты ворвались в дом, где проходило собрание, и открыли огонь по президиуму, в котором находились Николай Колгушкин, Иван Ушакевич и ученик кузнеца, активист Марьян Страцевский. Ушакевич был убит сразу, Страцевский – ранен. Колгушкина тяжело ранили, но, истекая кровью, Николай Степанович сумел застрелить одного из бандитов. Озверев, те изрешетили пулями Колгушкина, а Марьяна Страцевского, за которого стали просить местные жители, забрали с собой – отвезли к врачу. По стечению обстоятельств им оказалась молодая жена Колгушкина. Узнав, что случилось, она разрыдалась, отказывалась помогать раненому: «Моего мужа убили – а я буду бандитов лечить?!» Ей объяснили, что Страцевский тоже пострадавший, и врач оказала помощь. К счастью, рана была несерьёзной, пуля прошла насквозь, и помощник кузнеца остался в живых. Вот только о работе в кузнице ему пришлось забыть: раненая рука не двигалась, и в дальнейшем он работал учётчиком в колхозе.
Оба погибших активиста, Николай Колгушкин и Иван Ушакевич, похоронены в одной могиле на Островецком кладбище. Теперь это захоронение опекают активисты Белорусского республиканского союза молодежи.
В честь героев названы улицы в райцентре.
Улица Ушакевича
Фактически она появилась на карте Островца раньше, чем улица Колгушкина, только называлась поначалу переулком Энгельса.
– Застраиваться наша улица стала во второй половине 60-х годов, – рассказывает Мария Свило, одна из старожилов улицы. – Мы с мужем поженились ещё когда учились в Пинском мелиоративном техникуме.
Мария Сергеевна Свило с детьми
На работу в СМУ мелиорации приехали вместе. Жили поначалу у его родителей в Малях – спасибо свекрови, что помогала сына смотреть, я его двухмесячного ей оставила и поехала учёбу заканчивать. И потом – приехала на работу, а меня мастером в Мостяны отправили, в пятницу вечером приезжала домой, в понедельник утром уезжала на неделю. Мы сразу, как приехали, стали этот дом строить. В 1968-м фундамент заложили, а в 1969-м вселились – поначалу только в одну комнату. Зато в свою! Долго строились – жили ведь с зарплат: у меня оклад 85 рублей, у него 130. Особо не разгуляешься!
– Когда мы заселились, некоторые дома от улицы Комсомольской уже стояли, – продолжает Мария Сергеевна. – Хоть тут строились почти все одновременно: мы, Адуло, Русенчики, Жуленковы, Белазоровы, Дубицкие, Игнатовичи… Наша улица была крайней, не было еще ни 60 лет Октября, ни Колгушкина, ни тем более Полевой – за нами начиналось колхозное поле. А дальше – лес.
Жители улицы Ушакевича И.С. Танкович, В.Б. Жуленкова, В.Ф. Игнатенко, Ю.Т. Игнатенко
Когда переулок Энгельса переименовали в улицу Ушакевича, Мария Сергеевна точно сказать не может – это произошло ориентировочно в конце 70-х. Скорее всего, ей и улице Колгушкина имена погибших в один день героев дали одновременно – думаю, с помощью знающих людей мы еще докопаемся до этой даты.
Сегодня эта улица на переулок ну никак не тянет – даже удивительно, что она когда-то так называлась. Вообще, если бы проводился конкурс на самую запутанную улицу города, то Ушакевича вполне могла бы претендовать на это звание. Начинается она от улицы Комсомольской возле района электрических сетей – и поначалу идет ровненько, если не считать «левака», который дали четыре дома, сбежав в сторону.
Это, правда, не помешало им оставаться приписанными к улице Ушакевича.
А спустившись к речке, улица резко уходит вправо – но при этом продолжается. Жители этих домов вообще живут, можно сказать, в райском уголке: в центре города – и на берегу речки.
Но на берегу Лоши, как может подумать непосвященный, улица Ушакевича не заканчивается – она продолжается за речкой. Две примерно равные части соединяет деревянный мостик. Пройти по нему на другую часть можно, а вот проехать – только в объезд, через центр. Так что людям, незнакомым с особенностями островецкого градостроительства, доведётся немало поплутать, чтобы изучить улицу Ушакевича – во всяком случае, если они захотят проехать по ней из конца в конец.
Вторая, заречная часть улицы Ушакевича, пересекая Партизанскую, Западную, Комарова, упирается в гаражный кооператив. Логично бы было дать ей другое название, но в то время, когда застраивалась заречная часть – это было позже, чем «материковой», видимо, решили, что героев на все улицы не хватит.
– Хорошо раньше жили, дружно, – рассказывает Мария Сергеевна. – Двери никто никогда не запирал – моды такой не было. Всегда вместе: на свадьбах, днях рождения. И если, не дай Бог, похороны у кого случатся, то каждый знал: соседи в беде не оставят. Дети росли, как одна семья. Теперь этого, к сожалению, уже нет, – вздыхает женщина. – Не знаю, что случилось: то ли мы постарели, то ли люди теперь больше озабочены благосостоянием, чем отношениями с соседями… Как-то однажды проводили у нас праздник улицы, вспомнили и Ушакевича, и жителей улицы. Но это было давно. А теперь – каждый сам по себе…
Так отмечали праздники на улице Ушакевича
Улица Колгушкина
Улица имени Колгушкина появилась на карте Островца, тогда ещё носившего статус городского посёлка, в конце 70-х.
Первыми постройками тут стали здание Островецкого сельского Совета и жилой дом его председателя Ольги Ивановны Карсюк, построенный рядом: их после объединения Древеницкого и Островецкого сельских Советов возвели из перевезенных из деревни домов и сараев, а затем обложили кирпичом.
В здании бывшего Островецкого сельсовета теперь магазин
Практически одновременно райпотребобщество построило здесь общежитие для работников – удивительно, но этот статус оно сохраняет до сих пор.
– В 1981 году, когда мы перешли в дом, построенный для нас райфинотделом, на этой улице было только три здания: Островецкий сельсовет, дом, в котором жил его председатель, и общежитие, – рассказывает бывший начальник райфинотдела Николай Войтеховский.
Кстати сказать, у этой улицы несколько удивительных особенностей. На ней, названной в честь Николая Колгушкина, первого заведующего райфинотделом, вскоре были построены дома для двух работников финансового отдела: тогдашнего заведующего Евгения Николаевича Гавроша и Николая Павловича Войтеховского, на то время начальника инспекции госдоходов, а в последствии – тоже заведующего райФО.
Такая вот «финансовая» улица! Получилось это случайно и, как признается Николай Павлович, хотя он знал про Николая Колгушкина и его смерть от рук бандитов, о том, что живёт на улице имени своего предшественника на посту заведующего райФО, не подозревал. Хотя в сейфе и хранились книги приказов – полистать их всё руки не доходили…
Ещё одной особенностью улицы является то, что тут, кроме здания Островецкого сельсовета, стоят дома двух его председателей. Здесь с первого дня образования улицы жила светлой памяти Ольга Ивановна Карсюк, председатель в 70-80-е годы, и теперь тут стоит дом Виктора Ивановича Ермака, который возглавлял советскую власть в этом регионе с 1998 до 2013 года.
На улице Колгушкина живет бывший председатель Островецкого сельсовета Виктор Ермак
Правда, в этот период, в 2008 году, сельсовет переехал в более комфортабельное здание в агрогородок Мали, а в бывшем здании сельсовета, к большой радости жителей, открыли магазин – ведь в этом микрорайоне частной застройки нет ни одной торговой точки.
В 2018 году на улице Колгушкина произошло ещё одно знаменательное событие: во время подготовки Островца к празднованию 540-летнего юбилея здесь положили долгожданный асфальт.
Поначалу улица застраивалась только с левой стороны. После того, как здесь две квартиры – финские домики, обложенные кирпичом, – построил райфинотдел, занялись возведением жилья для своих работников и другие организации: мелиоративное управление осушительных систем поставило два двухквартирных дома, один двухквартирный дом возвела автобаза.
Массовое строительство на улице Колгушкина началось уже в новом тысячелетии. Многие островчане захотели поселиться в этом тихом уголке практически в центре города – улица начинается от оживлённой Комсомольской, а упирается в перелесок у реки Лоши. Сегодня тут много красивых ухоженных домов и подворий, туда-сюда мчатся дорогие машины, звучит детский смех. На улице имени героя кипит жизнь – а значит, у неё есть будущее!
Подписывайтесь на телеграм-канал «Гродно Медиа Group» по короткой ссылке t.me/GrodnoMediaGroup.
Телеграм-канал «Гродно Медиа Group» – это ежедневные новости районов Гродненской области и города Гродно.