Ольга Ребко: как не дать себе жить

07:13 / 30.10.2018
4
В прошлый раз мы говорили о людях-«жертвах», которым приятнее говорить о своих проблемах, чем решать их. Кстати сказать, подобные экземпляры встречаются не только среди людей с инвалидностью – они просто есть.  

Всегда печально видеть, как человек сам закрывается от жизни. Нет, он не жалуется, не рассказывает на весь мир, как ему тяжело, а просто уходит в себя, стесняясь попросить о помощи, выстраивая между собой и миром неприступный забор. А вдруг кто посторонний меня увидит? Люди же кругом – они смотрят! Они пальцами показывают и с расспросами пристают! Да и вообще, чего я там не видел, в том мире здоровых и счастливых людей?!  

af6c3f4430fc66560e5d99315fbb760d.jpg

И сидит… Не сдвинется с места лишний раз, чтоб, не дай бог, кого-то не побеспокоить. Или чтоб никто не увидел его сидящим в коляске. А то…
 А то что? Не раз задавала этот вопрос людям, которые себя стесняются. И ни один человек  не дал на него четкого ответа! Никто даже не признался, что стесняется. 
Недавно одна девушка удив­ленно-восторженно спросила у меня: «А ты правда везде появляешься на коляске?» Меня это озадачило: а как же еще, если я не хожу от слова «совсем»! «И ты не стесняешься? Ведь вокруг люди… Они же смотрят!»

Знаете, это так естественно – пользоваться своими глазами, если уж они способны видеть. Если вы думаете, что каждый, в чье поле зрения вы попали, будет непременно таращиться на вас с любопытством или жалостью, то вы ошибаетесь. Большинство людей слишком заняты собственными делами, чтобы «зависать» при взгляде на человека в инвалидной коляске. К тому же давно прошли времена, когда мы были экзотикой на городских улицах. А если даже и находятся любопытные, которые будут на вас засматриваться, то что? Вы от этого растаете? Развалитесь? Посмотрите в ответ с таким же любопытством! Вы хоть и на колесах, но ведь не лишены зрения!  

og_og_1449819645286038567.jpg

Когда я училась в институте, приезжал к нам в группу один американец. Тогда модно было устраивать студентам практику живой речи с носителями языка. В то время к иностранцам в нашем городе относились с тем же любопытством, которого сегодня так опасаются люди с инвалидностью. А гость наш был к тому же чернокожий, и не выделить его из толпы «бледнолицых» было невозможно. Помню, мы тоже спросили его: «Люди ведь на тебя смотрят… Как ты к этому относишься?» Ответ был прост, краток – и гениален: «Они смотрят, и я смотрю!» 

На нас, как и на других людей и на все окружающие предметы, будут смотреть по той простой причине, что у людей есть глаза. А что при этом будут видеть – во многом зависит от нас. Красивая, ухоженная девушка – она и в коляске красивая. А если ты ходишь хмурый, нечесаный и одеваешься во что попало, то здоров ты или нет, на тебя будут смотреть искоса, со смесью жалости и брезгливости.  

506131_main.jpg

И ладно бы подобная стеснительность проявлялась только у людей, недавно получивших травму. Это еще можно объяснить тем, что человек только учится смотреть на мир с нового ракурса. Но нет, как выясняется, подобным комплексом страдают и люди, имеющие инвалидность с рождения. Вернее, они им не страдают – они им наслаждаются и всячески поддерживают, как любимое домашнее животное. 

Вот вам один интересный пример из моих наблюдений. Человек всю жизнь испытывал трудности в передвижении, но в коляску садиться не желал ни при каких обстоятельствах. Пока рядом были родные люди, проблем не возникало: на руках вынесут до машины, оттуда – в помещение. С друзьями на велосипеде любил кататься в качестве пассажира.

Но все меняется. Родители уходят, друзья разъезжаются, у детей начинается собственная жизнь. Максимум, на что человек может рассчитывать, – что ему принесут продукты раз в неделю. Не сказать, что жить становится неудобно. Квартира по-прежнему уютна и приспособлена, в интернете – новости от знакомых, по телевизору – фильмы и передачи. Но… Все равно ведь скучно! 

2-5.jpg

Говорю ему: пошли гулять, мы большой толпой идем, захватим и тебя по дороге. Нет! Я не гуляю в коляске – а вдруг меня знакомые увидят? Они же никогда не видели меня на колесах! И что, они не знали, что ты не можешь ходить? Знали, конечно, но ведь не видели… Раз позвала, второй – потом звать перестала. А через какое-то время здоровое желание жить интересно и, по возможности, полноценно взяло у него верх! И оказалось, что лето, проведенное на балконе, и лето, в которое ты сам ходишь по магазинам, ездишь купаться и на экскурсии, ходишь в кафе и в гости – это два разных времени года. Оказалось, что в мире есть масса интересных вещей, которые, сидя дома, никак не попробуешь. Да и люди вокруг, вопреки ожиданиям, не кидаются со всех сторон посмотреть на этакое диво – человека в коляске. 

Или вот вам еще жирный таракан, обитающий в головах многих людей с инвалидностью: «Я никого не хочу затруднять и обременять!» Даже просьбой подать воды или футболку с верхней полки в магазине. Хотя какие там магазины! До них же еще дойти надо, а для этого – высунуть нос из-за своего высокого забора на улицу. А это во многих случаях значит, что придется прибегать к помощи других людей. Да, это непросто – полагаться на кого-то, особенно если совсем недавно ты все мог сделать сам. Но если задуматься, мы все, независимо от наличия или отсутствия инвалидности, с утра до вечера только и делаем, что «обременяем» друг друга просьбами. Кто-то просит официантку принести кофе с пирожным. Кто-то просит нас сказать, который час. Ко мне, например, постоянно обращаются с просьбами помочь найти какую-то информацию. И я тоже к кому-то с чем-то обращаюсь. И если человек не может ничего для вас сделать, так ведь он вам об этом скажет. Никто никого не принуждает. 
Отказываясь обращаться за помощью к другим людям, вы решаете не за себя, а за этих людей. А заодно лишаете их возможности сделать доброе дело и поднять самооценку. 


Текст: