Чтобы люди запомнили

08:00 / 19.04.2015
В чем значение Совета Республики и какие вопросы входят в его компетенцию? Как проходят заседания и какими льготами пользуются сенаторы? Помогает или мешает основной работе парламентская деятельность?

Об этом и о многом другом в преддверии очередной сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь мы поговорили с членом постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности, председателем Островецкого районного исполнительного комитета Адамом Дмитриевичем Ковалько.


– Адам Дмитревич, в 2013 году вас избрали членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. В полной мере освоились с новым для себя высоким статусом?

– Хороший вопрос! За то время, что являюсь членом Совета Республики – а прошло уже почти два с половиной года – наверное, уж должен был бы освоиться. Иначе кому нужен такой сенатор? Хотя, не скрою, поначалу было достаточно сложно. Все-таки это не совсем то, чем мне приходилось заниматься ранее в своей повседневной жизни.

Пришлось немало потрудиться, чтобы вникнуть, разобраться, понять, что представляет законотворчество, как рождаются и обретают силу законы страны.

Большим подспорьем стал секретариат. Его сотрудники и о вопросах повестки дня своевременно проинформируют, и необходимые для работы материалы, законопроекты предоставят. В результате всегда есть время подготовиться, всесторонне изучить тот или иной вопрос.

Очень помогли встречи с правительством, совместные заседания верхней и нижней палат Национального собрания, поэтому сейчас уже значительно увереннее себя чувствую. Хотя случаются и достаточно сложные вопросы, требующие тщательной проработки и изучения. Бывает, хочется взять «дополнительное время», а его нет – нужно принимать решение.

А вообще, положа руку на сердце, когда мне предложили стать сенатором, я переживал не столько за свои способности, сколько за ответственность перед жителями Сморгонского, Ошмянского и Островецкого районов, депутаты которых оказали мне доверие и честь представлять эти районы в верхней палате национального парламента. Беспокоило: буду ли я достоин этой чести? Смогу ли оправдать доверие и сделать что-то полезное для наших людей? Конечно, депутат, член Совета Республики не обязан решать вопросы, которые входят в компетенцию местных органов власти и должны решаться на местах. Но отстоять интересы региона на более высоком уровне, в том числе и через разработку эффективных законов – это под силу сенатору.

– Что собой представляет ваша работа в Совете Республики?

– В соответствии с законом «О Национальном собрании Республики Беларусь» работа Совета Республики проходит в форме заседаний, совместных заседаний с Палатой представителей, парламентских слушаний, деятельности постоянных и временных комиссий, других органов Совета Республики, членов Совета Республики, а также в иных формах в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Два раза в год – 2 октября и 2 апреля – Совет Республики собирается на очередную сессию.

Накануне сессии члены верхней палаты получают информацию по вопросам, проектам решений, которые будут рассматриваться на заседаниях комиссий и на сессии. У нас есть возможность подготовиться и, если есть необходимость, через секретариат внести свои предложения или задать вопросы, чтобы приехать на сессию подготовленным, со своим мнением по тому или иному вопросу или законопроекту.

Заседания в Совете Республики обычно ограничиваются одним-двумя днями, в зависимости от числа рассматриваемых вопросов. Обычно их 10-20. Вначале они рассматриваются на комиссии, а затем на сессии.

Таким образом, основной объем подготовительной работы членов верхней палаты парламента приходится на межсессионный период.

А сам порядок принятия решения таков. На заседание комиссии приходят инициаторы законопроекта. Обычно это министры. В редких случаях – их заместители. Они делают доклад по существу рассматриваемого вопроса. Члены комиссии могут задать дополнительные вопросы. Затем проходит голосование, после которого законопроект передается на рассмотрение сессии.

Там вновь выступает инициатор документа или законопроекта. Заслуживается также и председатель комиссии, который информирует членов Совета Республики о принятом решении. После этого по законопроекту проходит голосование, по результатам которого он принимается либо отправляется на доработку.

– Почему вы выбрали работу именно в комиссии по международным делам и национальной безопасности?

– Когда формировался состав Совета Республики 5-го созыва, в Островецком районе как раз началась работа по определению площадки для размещения атомной электростанции. Было много встреч, вопросов, в том числе на уровне зарубежных посольств, консульств, представительств. К нам приезжали зарубежные делегации, мы отправлялись для встреч и переговоров за рубеж. Изучалась масса международных документов, конвенций, касающихся атомной энергетики. Можно сказать, это был мой первый серьезный опыт международного сотрудничества.

Поэтому, когда начали формироваться рабочие органы Совета Республики и мне на выбор предложили для работы несколько комиссий, я посчитал, что этот первый международный опыт мог бы быть полезен. И не сожалею о выборе. Работа в комиссии интересная. Но и напряженная, насыщенная. Достаточно сказать, что через комиссию по международным делам и национальной безопасности проходит около половины всех законопроектов, рассматриваемых на заседаниях сессий.

– Имеет ли сенатор отдельный рабочий кабинет, служебный автомобиль, квартиру в Минске?

– Мой рабочий кабинет находится в Островце: это кабинет председателя районного исполнительного комитета.

Отдельный служебный кабинет в Совете Республики предоставляется председателям постоянных комиссий. Но и сенатору рабочее место найдется, если в нем возникнет необходимость: об этом позаботятся сотрудники секретариата.

Квартиры членам Совета Республики не предоставляются. В них, считаю, нет необходимости. То короткое время, что мы находимся в Минске, можно пожить и в гостинице. Для переезда на совместные заседания в Палату представителей или Совет Министров предоставляется автобус. Вот и все «льготы».

– Работа в Совете Республики помогает или мешает вашей основной работе?

– Я бы сказал, что скорее обязывает, налагает дополнительную ответственность. Кстати говоря, когда на официальных мероприятиях меня представляют членом Совета Республики это по-прежнему «режет» ухо. Привык – председатель исполкома. Но по аудитории вижу, что от сенатора она ждет чего-то большего, чем от председателя райисполкома.

Помогает ли статус? Покривлю душой, если скажу, что не помогает или мешает. Конечно, помогает. Но все же в жизни я привык полагаться на себя и свою команду, а не на статус. Даже самый высокий.

– В Островецком районе строится Белорусская атомная электростанция. Вы стояли у истоков этого грандиозного энергетического проекта...

– До начала строительства у меня были три цели – и все они достигнуты. Не скрою: поступали предложения сменить место работы, и я был к этому готов. Но проект строительства Белорусской АЭС внес коррективы и в мою личную жизнь. Открывались новые перспективы коренного преобразования района из аграрного в промышленный, возможность строительства современного, красивого города. И я принял решение остаться.

Были опасения, что возникнет много проблем. О плюсах я вообще не думал. Я ведь здравомыслящий человек и понимал, что плюсы появятся тогда, когда станция начнет давать электричество. А до этого будут только хлопоты.

Главное опасение заключалось в том, что мы не сохраним предприятия и организации Островетчины: те зарплаты, которые предлагались на строительстве АЭС и зароботок на наших предприятиях несоизмеримы. Было опасение, что люди разбегутся, уйдут работать на АЭС – силком ведь никого не удержишь.

Поэтому настраивал руководителей: хотите сохранить коллективы – включайтесь в этот проект! И будет у вас и работа, и гарантированная оплата за нее, достойная зарплата у сотрудников.

Но эта ситуация с возможным оттоком трудовых ресурсов на строительство атомной электростанции, как это ни покажется странным, открыла и новые возможности – она позволила оптимизировать коллективы. Ведь нам в том же сельском хозяйстве не нужно столько работников, как в 70-80-е годы. Жизнь не стоит на месте, техника сегодня иная – более мощная, производительная.

Посмотрим правде в глаза: в любом хозяйстве всего процентов 30 работников, на которых держится и растениеводство, и животноводство. Это – наша элита, наша гордость. У них и зарплата соответствующая, которую даже на АЭС с таким образованием не заработаешь. Куда им бежать? Для чего? Эти люди остались и работают.

Ну а кто-то ушел. Да, среди них были и те, с кем нам не хотелось расставаться, в том числе и опытные специалисты из аппарата райисполкома. В организациях и предприятиях, занятых на сооружении Белорусской АЭС, работает около 70-ти процентов наших специалистов. Хочу подчеркнуть – опытных, высококвалифицированных специалистов! Но ведь для них это новая ступень в карьере, новый масштаб, неоценимый опыт.

Зато на их место пришли молодые, амбициозные, полные сил и планов специалисты, которые, не будь этого движения, возможно, так и остались бы незамеченными на начальной ступени карьерной лестницы. Это – прогресс и движение вперед!

Поэтому ничего страшного с трудовыми коллективами не случилось. Как дальше будет – посмотрим. Но препятствий никому мы не чиним.

Второе, что беспокоило, – увеличение числа жителей нашего города. В «час пик» на строительстве АЭС будет трудиться 8-9 тысяч рабочих. Плюс еще тысяча инженерно-технических работников. И ведь из них только процентов 30 – местные, а остальные – приезжие. Это значит, что население города в течение  ближайших лет увеличится почти вдвое! А у нас ведь люди привыкли, чтобы грибочков в лесу было достаточно, рыбки в реках и озерах – вдоволь, зверья – как в заповеднике. Вот все и боялись, особенно перед слушаниями об оценке влияния атомной электростанции на окружающую среду, ОВОС – это было заметно, – что такой тихий район был, а тут «понаедут» всякие разные и ничего не будет: ни гриба, ни ягоды.

И что произошло? Ничего! Всем всего хватает, и все прекрасно!

Не каждый побежит за этой яго дой после 12-ти часов работы на стройке. Да и не все любители этой «тихой» охоты. К тому же к нам не только приезжают, но и уезжают. Так что если «грибной» год – то всем грибов хватит. Ну, а если нет, то ни для кого нет: ни для «своих», ни для «чужих».

С точки зрения криминогенной ситуации в районе тоже не сильно что-то изменилось. Положа руку на сердце – в былые годы и похуже бывало. А все потому, что времена другие и интересы у людей другие.

Конечно, в семье не без урода. Но на это и органы правопорядка существуют, чтобы бороться с правонарушителями.

Поэтому мои опасения не сбылись. Абсолютно! И это радует.

Конечно, и «плюсов» в достаточной степени мы тоже пока не ощутили. Вот садик, школу построили. Вроде бы решили проблему – а уже нужно думать о следующем садике. Школы нам «хватит» на год, ну максимум на два, и будет нужна еще одна.

Больницу нужно начинать строить: количество посещений увеличилось процентов на 30. И доктора нужны.

База физической культуры и спорта у нас вообще на нуле. Надо начинать эту работу: строить ФОК, бассейн. Или получим увеличение криминала, если молодежи будет нечем себе занять.

Много задач по жилищно-коммунальному хозяйству. Нужен и водозабор, и полигон твердых бытовых отходов.

В общем, впереди у нас огромный объем работы.

В этом году полностью застроим микрорайон №1. В 2017 году будет окончательно застроен микрорайон №2 – и нужно будет переходить на третий микрорайон. Уже разработаны программа и план мероприятий, созданы необходимые заделы в финансировании и в области проектирования.

Все это, конечно, звучит красиво – интересно почитать, помечтать, как это все будет. А ведь для кого-то это – тяжелый, напряженный труд. Особенно для отделов архитектуры и строительства, землеустроительного. Перед началом сооружения каждого объекта формируется пакет документов на разрешение и проведение изыскательских, проектных работ, разрабатываются технические условия. Не успели эту работу выполнить – надо начинать другую: рассматривать проект, утверждать, выдавать разрешение на строительство. Дальше – ввод объекта в эксплуатацию, его содержание.

А ведь у нас строятся даже не дома – микрорайоны! Поэтому специалистам в нашем районе трудно, как нигде. Я это понимаю и с глубоким уважением отношусь к их труду.

– Наверняка вам много приходится работать с обращениями граждан. Что чаще всего волнует людей, с какими проблемами они к вам приходят?

– В работе с людьми руководителю очень важно поставить себя на место человека, пришедшего к нему на прием. Мысленно поменяться с ним местами. Посадить себя в кресло посетителя, а его – на свое место.

В начале моей работы председателем Островецкого райисполкома обращений было очень много: до 25 человек на прием приходило. Только выслушать такое количество людей тяжело. А если еще и вникнуть в проблему, найти пути ее решения? А ведь в решении проблем людей и заключается смысл работы органов власти.

Чтобы работа с обращениями была более эффективной, мы изменили систему работы с людьми. Чтобы избавить человека от лишних хлопот, связанных с поездками, приходами на прием, мы проводим прямые телефонные линии – по определенным датам и времени. Как только в районной газете появляется сообщение о проведении такой прямой линии, сразу же можно начинать звонить и задавать вопрос или обращаться с проблемой. Ко времени собственно прямой линии каждый звонок будет обработан и по каждому дадут соответствующие поручения и конкретный ответ. Причем сразу в 3 адреса: мне, заявителю и в редакцию газеты, которая затем обобщит наиболее характерные обращения и опубликует ответы на них на своих страницах.

В последнее время по такому же принципу проходят прямые линии в субботу.

В результате сейчас на прием приходит 3-4 человека. В последнее время это в основном приезжие из Украины. У них там беда, поэтому надо помогать людям. Иногда достаточно просто выслушать человека.

Что касается характерных проблем и вопросов, то процентов на 80 они касаются жилищно-коммунального хозяйства.

Или вот еще из последних – переход телевидения на «цифру». Вроде бы и старались все загодя объяснить людям, но тем не менее не у всех получается самостоятельно осуществить переход с аналогового сигнала на цифровой.

Дали поручения председателям сельских Советов, службам, которые осуществляют подворный обход – милиции, спасателям, социальным службам, – чтобы они и на этот вопрос обращали внимание. К 1 июня, когда телевидение полностью станет цифровым, сможем закрыть все проблемы.

А вообще, очень важно работать во всех направлениях, предвидеть ситуацию и своевременно упреждать проблемы.

– Адам Дмитриевич, каким вы видите итог своей сенаторской деятельности? Какова ваша задача-максимум?

– Если бы завтра пришлось сменить место работы и место жительства, мне не было бы стыдно за то, что сделано в Островецком районе, поэтому я хотел бы запомниться не только жителям нашего города и района, но и нашим соседям на Сморгонщине и Ошмянщине, которые доверили мне представлять свои интересы в Совете Республики.

Конечно, я не поеду туда решать какие-то бытовые вопросы. Да и не мое это дело! Со своими внутренними проблемами руководители этих районов справятся и без меня. А вот помочь ошмянским и сморгонским предприятиям за счет привлечения их ресурсов в процесс сооружения Белорусской АЭС – это в моих силах.

Мы успешно работаем с Ошмянским акционерным обществом «Строитель», во главе которого стоит Александр Алексеевич Сазанович. Это мудрый, инициативный руководитель и замечательный человек. «Строитель» взял на АЭС несколько объектов и успешно справляется с поставленными задачами. О работе предприятия у генерального подрядчика строительства Белорусской АЭС – компании НИАЭП – только хорошие отзывы!

Те же слова можно отнести и к Сморгонскому строительно-монтажному тресту №41, которым руководит Сергей Васильевич Радаман. Трест работает на сооружении инфраструктуры АЭС и на возведении города энергетиков. Это колоссальные объемы и огромные средства. Работа и зарплата на долгие годы вперед!

Мы и другие предприятия пытаемся привлечь к участию в этом проекте. Несколько раз семинары проводили, приглашали руководителей – включайтесь, не сидите сложа руки! Не все готовы – вот в чем дело. Боятся. Оно и понятно – там же ответственность. Квалифицированные кадры нужны, современное оборудование, множество сертификатов, лицензий, разрешений, чтобы на площадку АЭС попасть. К сожалению, не все к этому готовы. Поэтому и живут, как живется.

Но мы работаем над тем, чтобы преодолеть эту пассивность. И я, как руководитель района и член Совета Республики, готов в этом вопросе оказать любую возможную помощь и содействие.

Хорошее взаимопонимание, отлаженная, эффективная система сотрудничества у Островецкого района с перерабатывающими предприятиями Сморгони и Ошмян: Ошмянским мясокомбинатом во главе с Иваном Владимировичем Лупишем; Ошмянским сыродельным заводом, которым руководит Иван Фаддеевич Гинько; предприятием «Сморгонские молочные продукты», которое возглавляет Александр Александрович Курлов.

Поддержка и развитие этих связей, сотрудничество и партнерство – это и есть моя задача-максимум.

Хочется, чтобы по завершении моей работы в Совете Республики люди вспомнили, что был такой сенатор, который болел за развитие регионов. И я на самом деле болею, переживаю и помогаю, чем могу, – если кто-то этого хочет.

Много задумок и по нашему, Островецкому району. Хочется увидеть во всей красе завершенные первый и второй микрорайоны, новую больницу, школы и садики, спортивные комплексы, новый административный центр города...

Ну и, конечно, дожить до пуска энергоблока. Это основная цель.

А все текущие вопросы будут решаться независимо от того, будет здесь Ковалько, Иванов, Сидоров или кто-то другой.

– И последний вопрос. У вас множество забот и обязанностей. Вы хоть отдыхаете когда-нибудь?

– Конечно, отдыхаю! Хотя раньше, случалось, и по 15 лет не бывал в отпуске. Честно признаюсь: это неправильно. Отдыхать нужно. Две недели на море – и возвращаешься домой совершенно другим человеком!

Как ни странно, сил придает и то, что сейчас происходит вокруг. Сооружается атомная электростанция – объект, равного которому не было в истории нашей суверенной страны. Гордость и восхищение переполняют, что мы умеем и можем так строить.

Нужно на все смотреть с оптимизмом. Тогда и силы найдутся для решения самых грандиозных задач, которые ставятся перед нами президентом страны и правительством!


------------------------------------

С сенатором беседовал Эдуард Свирид.