Что стоит за обращением?

16:00 / 23.03.2015
С какими вопросами, проблемами, предложениями обращаются люди в районный и сельские исполнительные комитеты? Находят ли они там понимание и поддержку? Все ли обращения одинаково актуальные – или за некоторыми скрывается элементарное желание решить за счет государства свои личные вопросы? Все эти и иные темы, касающиеся обращений граждан, поднимались на очередном заседании районного исполнительного комитета, которое прошло с участием заместителя связи и информатизации Инессы Владимировны Концевой, во время обсуждения вопроса о работе с обращениями граждан и выполнению директивы Президента Республики Беларусь «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата.


Олег Антонович Жданович, заведующий сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома, предоставил подробную информацию о том, кто и с какими вопросами обращаются люди в органы местной власти. Анализ этих цифр может натолкнуть на серьезные размышления и выводы. К примеру, в прошлом году уменьшилось и без того небольшое число зарегистрированных безработных – с 457 в 2013 году до 384 в 2014. Выдано 55 удостоверений многодетным семьям – на 13 больше, чем в предыдущем году. Больше выдано направлений в детские сады. Жители района получили 73 разрешения на строительство индивидуальных жилых домов и 20 – на их реконструкцию, утверждено 40 актов о приемке в эксплуатацию построенных домов, оформлено 52 льготных кредита на строительство жилья, люди активно берут кредиты на газификацию и капитальный ремонт – все это не может не радовать, потому что свидетельствует: жители района видят перспективу для себя и своих детей.

Однако осуществление административных процедур – только одно из направлений деятельности. Второе – это непосредственно обращения граждан в органы местной власти и вышестоящие организации. В прошлом году таких было зарегистрировано 152, поступило из вышестоящих организаций 20 обращений. И хотя число тех и других незначительно выросло в сравнении с прошлым годом, в расчете на количество населения района этот показатель – один из самых низких в Гродненской области.

Часто среди обращений в вышестоящие организации фигурируют одни и те же люди, которые пытаются с наименьшими затратами, а то и вовсе за счет государства решить свои личные проблемы. Например, гражданин Литовской Республики в течении последних трех лет более семи раз обращался в различные инстанции, в том числе и судебные, по вопросу оформления земельного участка. Известная многим жительница района каждый год направляет несколько жалоб в Администрацию Президента, требуя сделать то одно, то другое в своем доме и на подворье. Житель соседнего района стал своего рода «торговым террористом»: его «бизнес» основан на поиске явных или мнимых нарушений в учреждениях торговли и последующем «разбирательстве»: если его результаты не удовлетворяют «борца за чистоту прилавков» – следует жалоба или обращение в суд.

Часто эти жалобы, мягко говоря, необоснованны. Так, один из бывших руководителей сейчас обращается в Администрацию Президента по вопросам трудоустройства – причем считает, что ему должны предоставить должность и зарплату, соответствующие его требованиям. Женщина пишет во все инстанции, требуя, чтобы ей позволили приватизировать полученную некогда ее бывшим мужем в качестве служебной квартиру – из которой, кстати сказать, ее с новым супругом и детьми пока никто не выселяет. Но ведь хочется иметь недвижимость в собственности!

Тем не менее на заседании исполкома отмечалось, что многие обращения и жалобы появляются повторно исключительно из-за волокиты при их рассмотрении или формальном подходе к нуждам людей. Как пример: с 2013 года несколько раз обращались в райисполком, в том числе и на «Прямую линию» к председателю А.Д. Ковалько жители улицы Лесной агрогородка Михалишки с жалобами на плохое качество воды – несмотря на неоднократные обещания руководства РУП ЖКХ исправить ситуацию воз, как говорится, и ныне там. К коллективному обращению привела нерасторопность работников коммунальной службы с подключением горячей воды в поселке Ольховка. С 2011 года жильцам дома №37 по улице Володарского обещали отремонтировать их 6-ой подъезд, люди закупили стройматериалы – но за это время вышел новый нормативный акт, и от жильцов требуют оплатить еще и стоимость ремонта – это послужило причиной коллективного обращения жителей к председателю райисполкома.

Анализ причин, вынуждающих людей обращаться в государственные органы, показывает, что принимаемые решения часто недостаточно организованы на уровне исполнения. Например, целый год жителей района информировали о переходе на цифровое телевизионное вещание. Но в результате отключения аналогового вещания помощь в подключении цифровой приставки и перенастройки телевизора одиноким пенсионерам оказать было некому.

Популярной формой работы с обращениями граждан являются «Прямые линии» с руководящими работниками райисполкома и особенно – с председателем А.Д. Ковалько. В прошлом году Адам Дмитриевич 6 раз «выходил на связь» с населением района – и всегда при этом присутствовал журналист «Астравецкай праўды» – все вопросы и ответы на них затем публиковались на страницах газеты. Такая форма работы наиболее простая и удобная для граждан, поэтому пользуется особой популярностью.

Вывод, к которому пришли члены исполкома после всестороннего обсуждения этого вопроса: обращений и жалоб от людей поступает меньше в том случае, когда руководители учреждений и организаций своевременно реагируют на возникающие проблемы, а еще лучше – работают на опережение.


---------------------------------

Нина РЫБИК.