"Юридическая помощь предпринимателям": ответы на поступившие вопросы

16:43 / 14.03.2011

Радует проявление интереса к газете «Астравецкая праўда» и нашей рубрике "Юридическая помощь предпринимателям" в частности. Ведущая рубрики Леокадия Китковская  предлагает ответы на заданные вопросы. Учитывая пожелания читателей, юридическая помощь предпринимателям будет оказываться на русском языке.



Рубрику ведёт юрист Леокадия Китковская

Помогу сам себе

В статье  «Уставный фонд» (опубликовано на нашем сайте 02.03.2011 г.) рассматривался вопрос - Как официально оказать финансовую помощь своей фирме, не увеличивая при этом размер уставного фонда?
Рассказывалось, что есть два варианта оказания помощи коммерческой организации. Первый – дать займ (процентный или беспроцентный, это решается самостоятельно) – налог в таком случае не уплачивается. Второй вариант – оказать безвозмездную помощь с целью укрепления материально-технической базы организации, уплачивается налог на внереализационные доходы.
Поступил вопрос от учредителя Частного унитарного предприятия желающего оказать помощь своей фирме. Неужели помогая самому себе надо платить налоги?
В данном случае платить налог на внереализационные доходы не надо, так как имеет место безвозмездная передача товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств, в пределах одного собственника (пп.4.9.4 п.4 ст.128 НК РБ). К обществам (ООО или ОДО) данная норма не относится, так как там имеется два и более учредителя). Обращаю ваше внимание, что всё должно быть правильно оформлено: решение учредителя, договор оказания помощи со ссылкой на данное решение, бухгалтерское оформление приемки-передачи… Оказывая финансовую помощь своей фирме будьте готовы ответить перед налоговыми органами на вопрос – откуда у вас, как у директора и собственника частного унитарного предприятия доходы на оказание помощи?



Положение об оплате труда, или я так решил

Позиция юриста, высказанная в статье «Сам себе директор» вызвала некоторое недовольство. Возмущение выражалось в том, что директор (он же хозяин) сам решает - кому и сколько платить - зачем приказы? Позицию директора понять можно, но поставьте себя на место работника. Кому понравится жить в неведении и не знать - какая зарплата у него будет, у всех должны быть гарантии. Кроме того, есть Закон, который надо соблюдать – нравится вам это или нет. Минимальная заработная плата на день написания статьи составляет 460 тыс.рублей (Постановление СМ РБ от 20.12.2010г. №1844) и меньше платить вы не имеете права.
Давайте определим основную кадровую документацию, которая обязательно должна вестись в организации. К ней относятся: правила внутреннего трудового распорядка; должностные и рабочие инструкции работников; штатное расписание; положение об оплате труда и премировании; трудовые договоры (контракты); распорядительная документация по личному составу (приказы, распоряжения); документы персонифицированного учета работников (анкеты застрахованных лиц, сведения о приеме и увольнении и др.); договоры о полной (индивидуальной или коллективной) материальной ответственности; личные дела работников, книга учета личных дел; личные учетные карточки работников; трудовые книжки; табель учета рабочего времени; положения и инструкции по охране труда и технике безопасности; графики сменности; графики отпусков; документация по учету военнообязанных. Все эти документы прописывают не только права работника, но и его обязанности, и нужны они в первую очередь вашему предприятию.
Если у вас нет положения об оплате труда, то каждая премия, вознаграждение, равно как и взыскание или удержание денежных средств с заработной платы работника, оформляются приказом. Приказы нужны вашему бухгалтеру, как основание для исчисления вышеуказанных сумм.