Глава государства Александр Лукашенко об актуальных вопросах внутренней и внешней политики

12:56 / 15.08.2012

Во время рабочей поездки в Островецкий район Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко ответил на вопросы журналистов. Касались они наиболее актуальных тем внутренней и внешней политики государства.



О долгах и зарплатах

– В настоящее время наблюдается подъём белорусской экономики, рост валового внутреннего продукта, положительное сальдо во внешней торговле. Но на  последующие два года выпадает выплата долгов по внешних заимствованиях. Не повлияет ли выплата долговых обязательств на темпы экономического роста? Хватит ли государству финансовых средств?


– Скажу откровенно: если бы не было этих долгов, экономика страны развивалась бы более высокими темпами.


Но я скажу так: если не будет хватать средств, мы зарплату повышать не будем, но что нужно вернуть по долгам – вернем. Вы же видите, что я все время требую повышать зарплату – в соответствии с ростом производительности труда, конечно. И это не такая большая зарплата, которую я требую, 500 долларов – разве это деньги? Но если не будет хватать средств на выплату долгов, мы приостановим рост зарплаты. Потому что если мы просрочим хоть день, хоть на одну ступень понизим свой рейтинг, нам никто больше не одолжит денег.


Однако волноваться не стоит. Денег хватит и на выплату внешнего долга, и на повышение зарплат. Уже сегодня эти долги можно выплатить, не влезая в золотовалютные резервы – это святое. И мы сейчас прорабатываем этот вопрос, чтобы выплатить часть внешнего долга досрочно.




О белорусско-российском холдинге

– Насколько реально намерение создать холдинг «Ростсельмаша» и «Гомсельмаша»? Или это просто пиар?


– Если это пиар, то, согласитесь, очень хороший пиар.


А вообще, если нам продадут этот завод, который сейчас остановился, то мы с удовольствием его заберем и создадим на его базе холдинг и будем выпускать кормоуборочные, свеклоуборочные, льноуборочные комбайны и прочую сельскохозяйственную технику.


Почему нам это интересно? Нас интересует прежде всего огромный российский рынок, с созданием холдинга мы сможем его освоить.




О ВТО и конкуренции

– 22 августа Россия вступает во Всемирную торговую организацию. Можно ожидать, что после этого на российский рынок хлынут товары из стран ВТО и вытеснят белорусские товары, а для нас российский рынок – один из основных. Отразится ли вступление России в ВТО на белорусской экономике и наших товаропроизводителях?


– Обязательно отразится! Нам в этих условиях нужно будет работать еще более качественно и c меньшими затратами. И резервы для этого у нас есть колоссальные.


А то, что товары стран ВТО хлынут на российский рынок – так они давно уже хлынули. И мы  с ними на этом рынке давно, с добрый десяток лет, конкурируем. И конкуренцию эту выигрываем. Так что не нужно демонизировать ВТО. Но, чтобы не потерять то, что мы имеем, нам нужно улучшать качество и сокращать себестоимость. Что мы и делаем. И строительство атомной станции, кстати сказать, – один из шагов в этом направлении. Потому что она даст нам энергию в два раза дешевле, чем сейчас дают тепловые электростанции, и соответственно будут сокращаться затраты.




О парламентских выборах

– Теперь активно идет предвыборная кампания по выборам депутатов парламента. Выборы еще не начались, а оппозиция, как всегда, уже говорит о их нелигитимности. Выходит, история повторяется?


– История не просто повторяется – эта заезженная пластинка играется уже, наверное, по пятому кругу. И это настолько надоело всем, что сегодня выборами интересуются, наверное, только те, кому это положено по долгу службы, кто за это деньги получает. Мы, конечно, пригласили всех этих наблюдателей, хоть заранее знаем, что они напишут. Но мы сознательно идем на это шаг: идите и смотрите, как мы проводим выборы, честно и открыто.


А почему так себя ведет наша так называемая оппозиция – потому что настоящей оппозиции у нас нет, все те же лица, всё та же заезженная пластинка – тоже понятно. Если бы у них был хоть малейший шанс победить в этих выборах, разве они называли бы их нелигитимными? Тогда бы получилось, что и они нелигитимные. А раз они так говорят, значит, заранее понимают, что проиграют.


Какую тактику они изберут – это их дело. Это их мышкование, с одной целью – получить деньги от запада.




О дипломатическом конфликте со Швецией

– Как известно, МИД Беларуси не продлили аккредитацию послу Швеции Стефану Эриксону. Однако Швеция поспешила заявить, что Беларусь якобы нарушила международное право. Более того: в Швецию не пустили белорусского посла и выслали двух наших дипломатов. Как вы прокомментируете этот дипломатический конфликт?


– Обычная практика государства – посол работает три года. Но случается, что по просьбе одной страны и при согласии второй аккредитацию послу продляют.


Стефан Эриксон работал у нас почти семь лет. Когда в очередной раз заканчивалась его аккредитация, ко мне подходил министр иностранных дел и просил ее продлить. Мы так и делали.


В прошлом году мне стала поступать информация, что аккредитацию посла Швеции нужно отменить, что Эриксон занимается не теми делами, что нужно. Дело даже не в том, что он стоял во главе нашей «пятой колонны» – Эриксон разрушал всякий позитив в отношениях Швеции и Беларуси. Но я сказал: давайте подождем, пока закончится срок очередной аккредитации – он заканчивался, по-моему, в мае 2012 года, и спокойно, без скандала попрощаемся. Они пришлют нового посла, наш посол в Швеции только начал работать – начнем с нового листа отношения со Швецией.


Прошло время, закончился срок аккредитации, и мы договорились, что через министерства иностранных дел Беларуси и Швеции спокойно разрулим ситуацию: аккредитацию Эриксону продлять не будем, нам пришлют нового посла, и будем работать дальше.


Проходит время, закончилась аккредитация. Ее не продлили – а Эриксон уезжать не собирается. И находится в стране практически нелегально. Тогда мы напомнили, что есть такая договоренность. Корректно сделали, в то время, когда он находился в Швеции. А они раздули скандал: дескать, посла выдворили из страны! Да никто его не выдворял, я же говорю – его даже не было в Беларуси. Ни его самого, ни аккредитации. Тогда они выслали нашего посла. И не только посла, но и еще двоих дипломатов. И мы вынуждены были эвакуировать свое посольство из Швеции и предложили им сделать то же самое. Ну и в чем наша вина в этом дипломатическом конфликте, скажите мне? Если в дальнейшем Швеция захочет с нами сотрудничать, мы в любое время готовы вернуться в эту страну и  пригласить их к себе. Если нет – наши посольства работают в Финляндии, Норвегии и других странах и смогут защитить интересы наших граждан, что проживают в Швеции.


Некоторые связывают этот дипломатический конфликт с плюшевыми делами – то ли медведями, то ли слонами. Но это совершенно другая тема.


Но эта плюшевая тема требует отдельного разбирательства и ответа в соответствии с  международными стандартами от Швеции и Литвы. И если мы их не получим, то мы найдем адекватный ответ. И прежде всего Литва должна ответить, почему предоставила свою территорию для нарушения государственной границы.


И пусть еще благодарят бога, что белорусы такие «памяркоўныя» и пожалели этих «летунов». Их засекли сразу, но пожалели сбивать, дескать, фанерный самолет. А закончилось все международным скандалом.


Но эти две проблемы наложились одна на другую по времени, и никак не связаны.