Каково это – укладывать асфальт в 30-градусную жару, выяснял корреспондент «АП»

14:27 / 18.08.2018
Нам часто кажется, что работа, которую делают другие, – легче, лучше оплачивается и больше ценится… А так ли это на самом деле? И какие секреты, «подводные камни», радости и огорчения таит в себе «чужая» работа?
Чтобы ответить себе самому и нашим читателям на эти и другие вопросы, попробовать «на вкус» разные профессии, журналист «АП» решил провести с ее представителями один – всего один! – день. И затем рассказать читателям о своих ощущениях, впечатлениях, размышлениях. 
Надеемся, что такое виртуальное перевоплощение станет интересным и полезным и для наших читателей. 
Кстати, вы можете предложить и свои адреса, посоветовать журналистам, с представителями какой профессии провести один день…

1.jpg

Серой лентой только что  положенного долгожданного  асфальта вьется дорога на Рытань. И кажется, что нет в ее обновлении ничего сложного: насыпал песок, выровнял, накатал сверху пласт асфальтного покрытия – все, можно ехать! 
Но так ли все легко и быстро, решил выяснить корреспондент «АП» – и провел один день с дорожными рабочими.

2.jpg

 
С кем: строительная дорожная бригада ДРСУ-159 под руководством прораба Андрея Кумища.
Где: автодорога Никрашуны-Рытань-Литвяны.

 
«Нарезка» дел
Первым на работу приезжает прораб – у него в 7.15 планерка. Пока Андрей Геннадьевич Кумища планирует  день, к положенным 8 утра в ДРСУ-159 собираются остальные, «грузятся» в рабочую «ГАЗель» – и выезжают на объект. 
Задача на сегодня: продолжить ремонт дороги на участке от пограничного поста до моста через реку. Две автобусные остановки по обе стороны проезжей час­ти тоже вскоре обретут вторую жизнь: одна превратится в посадочную площадку, на месте второй появится новый павильон. 
На объекте дорожники работают, невзирая на палящее  солнце и столбы пыли, забивающей рот, нос и глаза. Пока прораб, который параллельно ведет объект на островецком стадионе, где работники ДРСУ-159 укладывают тротуарную плитку, отъезжает в город,  темпы на «пригородном» участке не снижаются: хоть рабочий день заканчивается в 17.00, бригада не уедет, пока каждый не освоит свою дневную норму…
– Если не укладываемся в сроки и не успеваем выполнить объемы, – говорит Андрей Геннадьевич, – приходится писать приказ и продлевать время работы до шести-семи часов вечера.

К слову
* Стройка или ремонт дороги может продолжаться и в дождь, и в мороз. Так, этой зимой без перерыва «на сезон» прокладывалась лесохозяйственная дорога из Градовщизны на Котловку. 
* Грунт не боится мороза, с асфальтом можно работать до температуры воздуха в +5 градусов. Разработаны специальные добавки в асфальтобетон, которые позволяют работать на нижних слоях и при нулевой температуре. 

5.jpg

 
От точки – по колышкам
На участке работает два человека на экскаваторах, два мазиста, один дорожный рабочий, два человека на машине-экскаваторе «Татра», который пригоняется только на самые сложные  дорожные работы, на постоянном дежурстве находится «ГАЗель».
Каждый работает по общему расписанию, но по собственному заданию: экскаваторщикам в смену нужно пройти по 200 метров откоса, мазистам – вывезти по 300 кубов грунта, а дорожному рабочему, который находится «на подхвате» у прораба, весь день вбивать колышки и мерить, мерить, мерить...

4.jpg

7.jpg

 
Дорожные технологии
Чтобы построить дорогу по технологии, нужно пройти несколько трудоемких, даже с наличием хорошей техники, этапов. Начинается работа, без учета проекта, с разбивки, по-простому – с выноски размеров на местность. Потом снимается  растительный слой и устраивается земельное полотно – обычно это грунт с растительностью. Затем формируется откос, делаются дорожные «одежды» – в нашем случае они из гравия. И только после этого укладываются нижний и верхний слои асфальтобетона. Причем все эти действия производятся четко по утвержденным нормам, без «погрешностей на настроение» работников.
– В проекте может быть заложена не гравийная обочина, а укрепленная щебнем, – проводит для меня «ликбез» по дорожному строительству прораб Кумища.  – Это делается, если уклон большой и его вместе с обочиной от сильных дождей может размыть. 
Нанесение дорожной разметки и установка знаков также входят в перечень работ дорожников. 
Сдать дорогу в эксплуатацию непросто: специальная машина замеряет ее на шероховатость и ровность. Не соответствует объект нужным процентам –   переделывайте, как хотите: снимайте верхний слой асфальта, перекладывайте по-новому или шлифуйте… 
– У нас новый асфальтоукладчик, – говорит Андрей Геннадьевич. – Так что подобных проблем пока не возникало.
У островецких дорожников работа спорится. Кажется, только взял в руки инструмент или сел за руль экскаватора – а время уже командует «на перекус». Так же быстро во время обеда исчезают из натруженных рук собранные заботливыми руками родных «ссобойки» – домой за тридцать километров за один час не обернешься, да и машину, пусть и одну на всех, не погонишь. Быстро по­обедали – и снова за работу, ее за них никто не сделает. К тому же зарплата всей бригады зависит от всех и каждого. Выполнили план – зарплату не стыдно и домой нести. 
– Работы – валом, – утверждает Андрей Геннадьевич. – В ближайшее время в Островце нужно срочно сдать три объекта. А вот людей не хватает. На помощь приезжают соседи из Ивье, Вороново, Гродно. 

Знаете ли вы
* У островецкого ДРСУ-159 есть собственный карьер, где добывают гравий, и новый немецкий асфальтобетонный завод. 

6.jpg

От лопаты до бумажек
В этом году портрет прораба ДРСУ-159 Андрея Геннадьевича Кумища занесен на районную Дос­ку почета.
А началось все с отца, в то время уже много лет работа­вшего в «островецких дорожниках», который и предложил сыну пойти по его стопам. Андрей не сопротивлялся: дело отца всегда нравилось. Закончив СШ №2 Островца, молодой человек поступил в БНТУ на специальность «Строительство дорог и аэродромов». Практику проходил в островецком ДРСУ-159 дорожным рабочим – так что знает не понаслышке, что это за труд. Сюда же молодой специалист приехал на работу – сначала мастером, через несколько лет стал прорабом. 
За 12 лет работы с «асфальта» (производство асфальтобетона. – Прим. авт.) перешел на «земляные работы» – ремонт и строительство дорог. 
На вопрос, что отличает прораба от дорожного рабочего, отвечает:
–  Только то, что он больше работает с бумагами. Прораб должен все организовать, спланировать работу бригады – хотя бы на день вперед, чтобы техника не простаивала и люди были задействованы. У дорожного рабочего функции исполнительские и ответственность меньше.
– Хотя, – признается мужчина, – мне больше нравится самому ходить с лопатой и метром в руках, чем с бумажками бегать. Самое трудное в работе прораба? За много лет работы уже ничего – все само собой получается. 
На отдых Андрею Геннадьевичу достаточно 6 часов – чтобы поспать. Правда, это не всегда получается. Отпуска в 36 дней вполне хватает, чтобы порыбачить, подтянуть дела дома, полностью восстановиться и соскучиться по любимому делу. 
Мечты у прораба Кумища глобальные: чтобы в нашей стране жить было хорошо! А в личной жизни у него все складывается: дома встречают жена и дочурка, скоро они переедут в свой  дом, да и работу свою мужчина любит. 

Мнение специалиста
– «Бетонка» лучше асфальта. Только на то, чтобы научиться хорошо ее укладывать, нужны время и опыт. 
– Настоящий специалист – это грамотный работник, которого не нужно контролировать. У нас это экскаваторщик Мечислав Базюк. Таких, как он, – один на сто тысяч. Его глаз точен, а работа идеальна. (Андрей Кумища) 

3.jpg

 
Случается и такое…
Комфортнее всего дорожникам работается осенью и весной – дожди не страшны, нет жары и холодов. 
– Самое главное – чтобы все были на рабочих местах, – смеется прораб Кумища. – Не явился работник утром – сразу же выясняем, что случилось. Если проштрафился – увольняем. Это дорога, стройка, большая техника и серьезные работы. Но у нас работает уже сложившийся костяк.
Сколько километров «свежих» дорог на счету островецких дорожников – не сосчитать. Но, проведя с ними всего один жаркий и пыльный день, понимаешь, что каждый новый километр требует от них терпения и профессионализма. 
…Какое же это удовольствие – езда по чистым, ровным, ухоженным дорогам! А они в нашем районе – уж поверьте водителю – и в самом деле хороши.


Текст: