Двенадцать врачей насчитывает семейная династия Кардисов

07:55 / 16.06.2019
Многие жители Ошмянского, Островецкого, Сморгонского районов, которым приходилось в 70-90-е годы лечиться у знаменитого ошмянского отоларинголога Евгения Кардиса, и сегодня вспоминают его золотые руки и внимательное отношение к пациентам.

Мало кто из островчан, да и жителей соседних районов, не побывал в кабинете врача-эндоскописта Дмитрия Кардиса. А бывшие юные пациенты его супруги Инессы уже сами приводят детей на прием к участковому педиатру.

В Сморгони все знают заместителя главного врача Ивана Кардиса и его супругу, заведующую педиатрическим отделением районной больницы  Марину. А заведующий отделением лучевой диаг­ностики сморгонской больницы Евгений Кардис известен северному гродненскому «кусту», как и его жена-рентгенолог, которую также зовут Евгения.

В Гродно уже заметили талантливых стоматологов Андрея Кардиса и его супругу Викторию. А в островецкой больнице в августе ждут молодого врача с такой же специальностью – Марию Кардис.

Но, услышав в очередной раз популярную на Островетчине фамилию, далеко не все понимают, что эти многочисленные Кардисы – одна семья, выбравшая своим делом медицину.

Родо­начальники

У истоков семейной династии Кардисов стоят Евгений Иванович и Мария Ивановна. 

Image01.jpg

Евгений и Мария Кардисы



Евгений Иванович, как писали некогда в анкетах, из крестьян: родился и вырос в уже несуществующей деревеньке Гребалы неподалеку от Гервят. И вот удивительно: деревенскому парню хотелось стать не трактористом, что в то время было очень престижно, не учителем, не бухгалтером и не агрономом – а врачом. Профессия эта была очень уважаемой, но  для деревенских детей почти недосягаемой! 

Отслужив в армии, Евгений поступил в Ошмянское медицинское училище. Там и заприметил он ивьевскую девчонку Машу – скромницу, умницу и красавицу.  В 1959 году в Островецкий район на Рымдюнский ФАП приехали молодые специалисты: фельдшер Евгений Кардис и акушерка Мария, его жена.

Но недолго радовались жители Рымдюн тому, что сельский ФАП ожил. Вскоре Евгений Иванович уехал из деревни: в зрелом возрасте, имея семью, он поступил в Гродненский мединститут. Смелое решение даже сейчас – а в те годы оно было просто революционным!

Через год, как иголка за ниткой, в Гродно подалась  и Мария. Лечебный факультет мединститута ей покорился так же успешно, как год назад супругу. 

На втором курсе у Кардисов родился первенец Иван – его забрала под свое крыло бабушка, мама Евгения. Ваня рос в Гребалах таким же босоногим мальчишкой, как некогда отец.
А Дима был уже городским пацаном: он родился, когда родители приехали по распределению в Ошмяны. 

Евгений Иванович поначалу работал в районной больнице участковым педиат­ром, неонатологом. А в 1969-м, так и не избавившись от извечной жажды познания нового, уехал в Москву на шес­тимесячные курсы отоларинголов – и это определило его дальнейшую судьбу. Всю оставшуюся жизнь он работал в ошмянской больнице по этой специальности, брался за самые сложные операции. Его приглашали на работу в Москву; Валентин Рожко, с которым они вместе учились в мединституте, пытался переманить в Гродно. Но тут уже Мария Ивановна, для которой семья и дети были важнее всего на свете, взбунтовалась: от добра добра не ищут, зачем нам та Москва или Гродно? Здесь работа, жилье, авторитет, уважение – словом, определенность, а там еще неизвестно, как все сложится. И супруг согласился…

Мария Ивановна всю жизнь работала дерматологом: сначала в Михалконях в кожвендиспансере, а когда его закрыли – в районной поликлинике. На этой скромной трудолюбивой женщине, как на фундаменте, держался весь их большой семейный дом, все его четыре угла. Особенно остро все почувствовали это, когда ее не стало…

Проторенным путем

– Вопрос, кем быть, у нас с братом не стоял, – говорит Дмитрий Евгеньевич. 

– Когда с утра до ночи в доме говорят только о больных, диагнозах, дежурствах и дети «варятся» в этом больничном «соку» с младенчества, то ни о какой другой профессии они не помышляют. Во всяком случае, у нас и мысли не возникало, что можно работать кем-то, кроме врача. Тем более что отец – а он у нас всегда был непререкаемым авторитетом – при каждом удобном случае подчеркивал, что мы должны продолжить семейное дело.

В медицинский сначала поступил Иван, а затем – и Дмитрий. Оба там же, в институте, наши себе вторых половинок оба взяли в жены педиатров. Иван уехал по распределению в Сморгонь, где какое-то время работал дерматологом, как мать. Сейчас он – заместитель главного врача по реабилитации. Жена его, Марина Викторовна, – заведующая педиатрическим отделением больницы.

Image06.jpg

Сморгонские Кардисы: Евгения, Евгений, Иван и Марина



А Дмитрий, еще будучи абитуриентом, высмотрел ошмянскую девчонку, с которой до этого они ходили по одним улицам, не раз пересекались на молодежных тусовках, но не замечали  друг друга. А встретив Инессу в институте, Дмитрий, что называется, запал. И попросил ее одноклассника, такого же абитуриента,  познакомить их поближе. А с чем можно было обратиться к Инессе, вечной отличнице, золотой медалистке? Только с просьбой помочь в учебе – объяснить сложную задачу, например.

– Я распинаюсь, втолковываю… Поднимаю глаза – а он не на задачу, а на меня смотрит! – с улыбкой вспоминает Инесса Романовна.

Инесса, в отличие от мужа, шла в мединститут не «по стопам» – в роду она первый медик, – но с детства мечтала быть врачом.

– Помню, один дальний родственник, узнав о моей мечте, сказал: «Чтобы в медицинский поступить, надо волосатую руку иметь». Я рассматривала свои руки и чуть не плакала: ну почему они не волосатые?! Я же так хочу быть педиатром! – со смехом рассказывает  доктор о своих детских переживаниях.

Впрочем, «волосатая рука» ей не понадобилась: хватило своих знаний, чтобы поступить в мединститут  и закончить его с красным дипломом.


– Мы недавно посчитались: двенадцать медиков у нас в семье. Тринадцатое место пока вакантно. Хотя есть подозрение, что и незамужняя Маша приведет в семью какого-нибудь врача, – говорит Инесса Романовна Кардис.



– Наверное, если бы была ближе к медицине и понимала, насколько сложна и ответственна работа педиатра, то выбрала бы другую специализацию, – размышляет Инесса Романовна.

Хотя, зная ее стремление все делать на отлично, трудно в это поверить: ведь были возможности сменить специализацию и потом, когда все плюсы и минусы любимой работы стали очевидны, – но она так и не смогла изменить детской мечте. Единственное – ни детям своим, ни внукам не советует выбирать педиат­рию.

Поженились Дмитрий и Инесса в мед­институте, как только он вернулся из армии – тогда еще студентов призывали на службу, и из-за этого муж отстал от жены на целый курс.

На шестом курсе у них родился Анд­рей. А Маша уже островчанка. В наш город Кардисы приехали по распределению – сначала Инесса, а через год с семьей воссоединился и отец: Дмитрий стал работать рентгенологом. 

Image12.jpg

Островецко-гродненская ветвь династии: Виктория, Марк, Андрей, Инесса, Дмитрий и Мария Кардисы



К тому времени в больнице уже начинали осваивать эндоскопическое оборудование – первопроходцами в этой области были Александр Поволоцкий и Вячеслав Петрович. Очень скоро эстафетную палочку подхватил Дмитрий Евгеньевич. Сейчас он врач-эндоскопист, заведующий диагностическим отделением. Очень бережно, можно сказать, трепетно относится к оборудованию: у него еще «жив и здоров» и в случае необходимости может «встать в строй» первый аппарат фирмы «Олимпус», полученный больницей в 1993 году.

Но Дмитрий Евгеньевич мечтает поработать на том оборудовании, которое уже закупается для новой больницы.

– Возможности его  несоизмеримы с нынешними – это как если бы у вас на одной ноге был лапоть, а на другой – итальянский ботинок. Конечно, надо будет подучиться, чтобы на таком работать, – но до чего же интересно то, что ждет всех нас!
 
Племя мОлОдое…

Когда у Ивана родился сын, его назвали в честь деда – Евгением – так в семье появился еще один Евгений Иванович Кардис. 

Когда старший внук стал врачом, дед подарил ему свою врачебную печать – своеобразную семейную реликвию. И сейчас многие спрашивают у заведу­ющего отделением лучевой диагностики сморгонской больницы, откуда у него такая необычная, несовременная печать – и удивляются, узнав ее историю.

В медицину пошла и дочь Ивана Евгеньевича. Правда, Екатерина со временем переквалифицировалась в фармацевта.

Островецкие Кардисы признаются, что своим детям профессию не выбирали и на продолжении династии не настаи­вали. Но Андрею как-то сосед, Виктор Смаль, посоветовал: «Иди в стоматологи – хорошая специальность». Мальчишка заинтересовался. Набрав на ЦТ 373 балла из 400 возможных, он мог выбирать любой факультет – но остановился на стоматологии.

– С будущей женой Викторией они в университете познакомились, в студенческом театре «Эскулап». Она тоже стоматолог. Сейчас живут в Гродно, сына растят – Марку четвертый год пошел, – рассказывает Дмитрий Евгеньевич. 

А дочку Дмитрий и Инесса назвали в честь бабушки Маши – внучка и похожа на нее как две капли воды. И тоже пошла в медицину – по примеру старшего брата выбрала стоматологию. Сейчас Мария заканчивает интернатуру и в августе приедет в Островец на первое место работы. 

А что дальше?

Евгений Иванович, когда родился правнук, посадил марков сад: вишню, черешню, персик, абрикос... 

Мальчик любит гулять там с дедом Женей и слушать его рассказы.

Станет ли он продолжателем семейной династии? Пойдут ли внуки-правнуки дальше родоначальников Евгения и Марии Кардисов? Время покажет. 

Но пока что семейное дело медиков Кардисов живет – и продолжается!



Текст: Нина Рыбик