Искусственные цветы или живое дерево?

08:29 / 11.05.2018
Тэму штучных кветак на мо­гілках, за яркасцю і коштам якіх многія стараюцца схаваць адсутнасць сапраўднай памяці і клопату, узняла ў сваім артыкуле «Штучная памяць»журналістка Вольга Хацяновіч («Астравецкая праўда» №28 ад 11 красавіка). Размову на гэтую тэму прадоўжыў наш няштатны аўтар Аляксандр Дарашэвіч.

На моих глазах произошла трансформация отношений к кладбищам. В нашей местности, сколько себя помню, на Пасху съезжалась родня отовсюду, кого куда забросила судьба. На несколько дней села превращались в своеобразные места встречи односельчан, «выпускников» деревень. В старых, некогда огромных деревнях улицы заполнялись людьми – и все они, от  мала до велика, направлялись в сторону кладбища. 

IMG_2590.jpg


А что происходит сегодня? Кладбища превращаются в своеобразное место соревнования: кто «круче», кто богаче. Ограды могил такие, о каких дом, где раньше жил покойник, и мечтать не мог. Надгробья – мрамор, скульптуры, целые комплексы. Всем известно, что человек не будет экономить в радости  – на день рождения, свадьбу, крестины, и в горе – на похороны. 

Этой психологической особенностью человека очень быстро воспользовались дельцы от бизнеса ритуальных услуг. Вы заметили, сколько появилось соответствующих магазинов? В ближайшем поселке их целых три, друг возле друга. Это что, вымирание населения приняло такие масштабы, что единственный бизнес – ритуальный? Или, что скорее всего, там такие прибыли, что все стремятся заработать? Жителям навязывается необходимость провести ритуал похорон близкого человека «не хуже, чем другие». Денег не хватает? Не страшно – вам предложат рассрочку или подскажут, как быстро взять кредит. 

Раньше убрать кладбище перед Пасхой означало выгрести и вынести прошлогоднюю траву и листья. После такой уборки за оградой кладбища появлялась куча, которая перегнивала за год. А теперь на каждой могиле – горы искусственных цветов, и все соревнуются, у кого ярче, красивее, дороже. Никто не задумывается, ради чего это все? Кто кому осмелится при жизни подарить искусственный цветок? Почему же после смерти это – нормально? Проще? Дешевле? Конечно, если посадить у могилы живые цветы, то за ними нужно ухаживать, и не раз в году… А сейчас всего-то и требуется, что приехать на кладбище: продавцы вам предложат буйство форм и расцветок. Любой каприз за ваши деньги! А еще нужно помнить и об экологической составляющей: искусственные цветы не подлежат переработке, ведь при их изготовлении используются различные материалы, которые невозможно отсортировать.  Получается, что бизнес ритуальных услуг «вешает» на живых еще и проблему захоронения искусственных цветов – ведь никому не нравятся горы разноцветного пластикового мусора возле кладбища.

IMG_0960.jpg


Что из себя раньше представляло кладбище? Бугорок на месте могилы и деревянный крест. Рядом высаживалось дерево – как продолжение жизни умершего: сосны, березы, липы, клены, можжевельник. Кладбище выглядело, как парк. Да, необходимо было потратить силы на уборку листвы осенью, собрать обломанные ветви – но при этом  место захоронения было символом того, что жизнь продолжается. Пока были потомки, могилы убирались, по прошествии десятилетий крест превращался в труху, холмик терял свои очертания – и вот на этом месте уже опять кого-то хоронят. Территория деревенского кладбища практически не менялась.

А что сейчас? Какие деревья? Кому охота убирать листву? Да и корни могут порушить мраморные плиты. Гранит и мрамор завоевывают все новые территории. Даже если потомков не осталось, кладбища ширятся, занимая иногда площади большие, чем жилые подворья в деревне. 

Да что там посадка деревьев – все старые насаждения выпилили, из парков кладбища превратились в нагромождение мраморных плит и бетонных крестов. Как по мне, так очень печальная картина, которая показывает, что все эти памятники – не память о предках, а чистый бизнес, и живые, попавшие в эту ловушку, соглашаются на любые траты, чтобы выглядеть «не хуже людей» и упростить уход за могилами. 

 Мне кажется, раньше к смерти относились проще, больше сил уделяли жизни, поэтому и жили, развивались деревни.
…А какой хороший повод собраться на Пасху потомкам, обсудить всем миром, какие проблемы можно решить сообща  – и дать шанс на жизнь деревне, собрать средства не на вырубку деревьев на кладбище, а на новые насаждения. 

Ведь мы – часть природы. Поддерживая ее, мы поддерживаем жизнь.
Текст: