Чтобы краны были безопасны

11:10 / 31.07.2021

На строительных площадках эксплуатируется различная современная техника, в том числе краны – стреловые, самоходные, башенные. При их эксплуатации необходимо соблюдать требования правил и норм при производстве работ.

Все краны проходят регистрацию в территориальных органах Госпромнадзора и техническое освидетельствование экспертами, а по истечению нормативного срока службы – техническое диагностирование, после которого срок эксплуатации продлевается или ставится вопрос о списании.

Другой вопрос, как ведут себя работники на объекте в «межпроверочный период» и как начальники относятся к уже выявленным в процессе эксплуатации дефектам. Порой работники и специалисты не понимают элементарных вещей: почему нельзя стоять под грузом, между стеной или работать с неисправными приборами безопасности? Ответ на замечание у них простой: «Со мной ничего не случится». Однако именно такое отношение и приводит к несчастным случаям.

Такие аварии, как падение башенных кранов на жилой дом или проезжую часть, опрокидывание кранов из-за перегрузки или неправильной установки заставляют принимать соответствующие меры. Поэтому Советом Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2014 г. № 04/312-560 было дано поручение ужесточить требования и усилить контроль за организацией и содержанием строительных площадок.

1.jpg

Для этого инспекторы Гродненского областного управления Госпромнадзора, помимо контроля за эксплуатацией кранов на строительных предприятиях, участвуют в мобильных группах, созданных в районных исполнительных комитетах Гродненской области, в состав которых входят представители всех контрольных органов.

При посещении строительных объектов инспекторы Госпромнадзора не только выявляют нарушения, но и проводят консультативно-профилактические мероприятия с ответственными специалистами.

Наиболее часто встречаются следующие нарушения:

- несоблюдение требования правил по организации производства работ: не вывешен список основных перемещаемых краном грузов с указанием их масс, схемы строповки; отсутствуют указатели участков стоянки башенных кранов в отключенном состоянии; не установлены знаки безопасности вдоль крановых путей; стропальщики не обеспечиваются сигнальными жилетами;

- несоблюдение технических регламентов при установке кранов: нарушения ограждений подкрановых путей башенных кранов; вводные устройства не оборудованы устройствами для запирания их на замок; увеличенные зазоры в стыках рельс; зазор между щитком ходовых колес и рельсом более 10 мм; установка стреловых самоходных кранов на неподготовленной площадке с уклоном, расстояние между поворотной платформой и стеной менее 1000 мм, вблизи откоса котлована;

- несоблюдение технологических регламентов безопасных приемов работы при эксплуатации грузоподъемных кранов: применение неисправных съемных грузозахватных приспособлений и тары; допуск к строповке грузов работников, не имеющих удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов; нахождение при разгрузке автомобиля в кабине транспорта людей;

- эксплуатация грузоподъемных кранов с неисправными приборами и устройствами безопасности.

Чтобы предотвратить нарушения при эксплуатации грузоподъемных кранов, инспекторы Гродненского управления постоянно проводят консультативно-профилактическую работу на посещаемых строительных площадках, выдают предписания для устранения выявленных нарушений, в случае возникновения угрозы жизни и здоровью людей принимают соответствующие меры, проводят работу по информированию всех заинтересованных сторон и местных органов власти.

Обеспечение безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов зависит от каждого работника: от руководителей и специалистов до рабочих.

Алексей ПРОВОТОРОВ,

старший госинспектор.

Текст: Главный администратор