Приоткрывая занавес судебной экспертизы

10:23 / 22.04.2021

От их зоркого глаза не ускользнёт ни одна деталь, им нравятся загадки и головоломки, а верным помощником является чемодан с различными инструментами и порошками. Сегодня, 22 апреля, профессиональный праздник отмечают судебные эксперты. Корреспондент «АП» побывал в гостях у сотрудников Ошмянского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз, которые работают в Островце.

Несколько фактов из истории

Государственный комитет судебных экспертиз создан 22 апреля 2013 года – тогда Президентом был подписал Указ «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» № 202. Однако это не означает, что судебной экспертизы до этого не существовало – эта структура подчинялась Министерству внутренних дел, то есть эксперты работали в отделах правоохранительных органов.

Судебная экспертиза это…

1.jpg

Спорим, если не у всех, то у многих это словосочетание вызывает в воображении картину места происшествия или несчастного случая, специалистов в деловых костюмах и перчатках, держащих пинцетом какой-нибудь предмет, взглянув на который, они тут же раскрывают преступления. Подобные сцены описывают в детективах или триллерах, однако реальная жизнь – отнюдь не кино. И только специалисты знают, что проведение той или иной экспертизы – тонкий, кропотливый и длительный процесс, требующий определённых навыков.

Судебная экспертиза включает 3 основных направления: осмотр места происшествия, производство экспертиз, и ведение учётов. Существует несколько десятков различных экспертиз, но наши криминалисты наиболее часто используют дактилоскопическую, трасологическую, почерковедческую, баллистическую, техническую экспертизу документов (реквизитов документов), портретную и экспертизу холодного оружия.

Как это работает

Преступления, чрезвычайные происшествия, ненасильственная смерть одиноко проживающих или иностранцев, суицид – всюду на место случившегося выезжают эксперты. Их действия проходят примерно по одному сценарию. Первым делом осматривается окружающая территория на наличие следов, например, обуви или транспорта, которые при обнаружении заливают гипсом для образца. Далее, если допустим, это кража со взломом, тщательно исследуются двери, окна и другие пути, через которые преступник мог проникнуть. Последним объектом изучения становится дом. Всё, что эксперты выявляют, сразу же фотографируют, а предметы, которые могут иметь хоть какое-то отношение к преступнику, обрабатывают специальными порошками, упаковывают и после составления протокола в присутствии понятых, изымают. И уже позже, на основании постановления, которое выносит следователь, по каждому предмету проводится определённого вида экспертиза. Заключение передают следователю, которое служит материалом проверки дела.

2.jpg

Таким образом, эксперты не расследуют целое преступление одним лишь взглядом, а, благодаря логическому мышлению, внимательности, знаниям, смекалке и профессиональному чутью, помогают установить самое главное – истину.

Дуэт криминалистов

Обо всех тонкостях судебной экспертизы я и понятия не имела до встречи с сотрудниками межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз. К слову, с февраля этого года их рабочее место находится в одном из корпусов центральной районной клинической больницы. Всего в команде 5 человек: 2 эксперта-криминалиста, судмедэксперт, лаборант и санитар морга.

Старший эксперт

Валерий Сантоцкий в профессии без малого 17 лет. Когда мужчина рассказывает о каком-нибудь случае или держит в руках объект экспертизы, его глаза горят – сразу видно: работа приносит удовлетворение.

Старший эксперт Сантоцкий.jpg


– А как же иначе, ведь мы помогаем следствию, – говорит Валерий. – К тому же распутывать головоломки с детства люблю. (Улыбается.) Прибывая на место происшествия, нередко приходится ставить себя на место преступника, чтобы понять, как всё происходило – это помогает найти порой незаметные следы.

Наверное, именно нестандартное мышление и умение выстраивать логические умозаключения привели Сантоцкого в 2004 году в Островецкий отдел внутренних дел. Там ему предложили должность эксперта – как раз вводили вторую единицу. Первую занимал Сергей Каминский – он и познакомил Валерия с тонкостями профессии. Молодому сотруднику не понадобилось много времени, чтобы понять – это то, чем он хочет заниматься!

– Иначе я просто не смог бы работать на одном месте столько времени, – уверен старший эксперт. – Сначала, конечно, было многое непонятно, но со временем разобрался во всех нюансах профессии.

Валерий признаётся, что до сих пор есть вещи, к которым он не может привыкнуть – когда на месте происшествия видишь погибших детей.

Специалисты межрайонного отдела сотрудничают с таможенными органами: зачастую назначаются экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств, технические экспертизы документов, холодного и метательного оружия.

– Работы хватает, – отмечает Валерий Сантоцкий. – Но я всё равно не променял бы её на другую. Начиная новый день, мы не знаем, с чем придётся столкнуться, – но в этом и заключается особенность нашей работы.

Из практики Сантоцкого:

– Кража. В доме долго не могли обнаружить никаких следов, пока я не нашёл отпечатки пальцев на оконной раме. По базе они совпали с отпечатками мужчины, который когда-то жил в этом населённом пункте, но давно выехал. Когда сотрудники милиции пришли к нему, нашли и украденное имущество. Оказывается, он заезжал к кому-то в гости и заодно решил поживиться за чужой счёт. А ведь сначала никто на него и не подумал.

Эксперт

Юлия Бородевич в этом году отметит первый круглый юбилей – в должности она работает с 2011 года. Сейчас женщина с улыбкой вспоминает, как однажды и навсегда решила, что хочет поступать в Академию МВД. Правда, тогда она не очень хорошо представляла, что подразумевает собой работа эксперта-криминалиста.

Эксперт Бородевич.jpg


– Я училась в Волгоградской академии МВД – это был бесценный опыт, – делится Юлия. – Там был очень сильный профессорско-преподавательский состав. На выезды нас брали редко, но вся теория занятия отрабатывалась на полигонах. Учиться было очень интересно, поэтому и окончила академию с отличием. А когда пришла на работу, сразу было страшновато, но не от того, что увижу, скажем, тело в крови или ещё что-то – для экспертов это просто объект на месте происшествия. Боязно было сделать что-то не так, не заметить след, пропустить важную деталь.

Юлия не представляет, как можно весь день просидеть в кабинете за бумагами – такая работа уж точно не для неё. А своё дело любит за разнообразие и непредсказуемость, которые временами будоражат кровь.

Из практики Бородевич:

– В новогодние праздники в дом, где проживала пожилая пара, ворвался человек в маске, который стал требовать деньги, обрезал телефонный провод, применил силу. Хозяину удалось вырваться и вызвать милицию, а преступник в это время убежал. На месте преступления я, казалось, изучила и обработала уже всё, но следов не было. Следователи с надеждой ждали хоть какую-то зацепку, а у меня – пусто. Расстроенная, стала обрабатывать кисточкой печку, а там – целая пятерня! После этого преступника быстро вычислили.

Эксперты в белых халатах

Бок о бок с экспертами-криминалистами работают их гражданские коллеги – сотрудники сектора судебно-медицинских экспертиз по Островецкому району отдела медицинских судебных экспертиз Ошмянского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз. Их работа отличается тем, что они имеют дело только с людьми – живыми или мёртвыми.

Судмедэксперт

Начальник сектора Андрей Ган за неполных 5 лет успел поработать судмедэкспертом в разных городах: стажировался в Минске, набирался опыта в Бресте и Пинске, а затем возглавил сектор по Островецкому району.

– В медуниверситете я долго не мог определиться, какой профиль выбрать, пока не познакомился с судебно-медицинской экспертизой, – признался Андрей. – Эта дисциплина зацепила – понял, что хочу работать именно в этой структуре.

Судмедэксперт Ган и лаборант Мусская.jpg

Судмедэксперт Андрей Ган и лаборант Татьяна Мусская


Говоря обычным языком, судмедэксперты занимаются вскрытием и установлением причины смерти и снятием телесных повреждений. И если кто-то от этого неприятно поёжится, то Андрей Ган удивлённо пожмёт плечами: это всего лишь работа, пусть и специфическая!

– В моей практике было, наверное, уже всё, кроме огнестрелов, – отметил начальник сектора. – Но одинаковых случаев не бывает – каждый из них хоть чем-то, да отличается. Пожалуй, в этом и заключается уникальность нашей профессии.

Лаборант

Делопроизводство, упаковка и отправка биоматериала, подготовка сопроводительных документов – всем этим, и не только, занимается Татьяна Мусская.

За плечами у женщины опыт работы медсестрой и инструктором по лечебной физкультуре в реабилитации. Только на этом Татьяна решила не останавливаться, и окончила БГУ по специальности «биолог-химик лаборант». Желание применить полученные знания на практике привело её в Государственный комитет судебных экспертиз.

– Если в начале и были некоторые сложности и определённый дискомфорт, то сейчас привыкла, – с улыбкой призналась лаборант. – Спасибо коллегам, что помогали-объясняли что к чему и как. Работать здесь не только интересно, но и познавательно – во время экспертизы всегда узнаёшь что-то новое.

Санитар

Стаж у Франца Вишневского в структуре судебно-медицинской экспертизы самый большой – он работает санитаром целых 20 лет! Нужно ли говорить, что за этот период мужчина был свидетелем таких случаев, которых даже в кино не показывают.

Санитар Вишневский.jpg

– Коллектив хороший, условия – отличные, работать комфортно, поэтому всё замечательно, – отметил Франц Вишневский.

Ну как тут не согласиться с такими оптимистичными доводами!






Подписывайтесь на телеграм-канал «Островецкая правда» по короткой ссылке https://t.me/ostrovetsby.

Телеграм-канал  «Островецкая правда»  – всё самое интересное из жизни Островца и Островецкого района.


Подписывайтесь на телеграм-канал «Гродно Медиа Group» по короткой ссылке t.me/GrodnoMediaGroup.

Телеграм-канал «Гродно Медиа Group» – это ежедневные новости районов Гродненской области и города Гродно.

Текст:
Фото: Марина Мацкевич и из интернета