Советы судебного эксперта-автотехника по безопасному вождению

11:47 / 24.11.2020

Автолюбители, особенно с большим стажем, наверняка знают основные правила безопасного вождения автомобиля и соблюдают их. Однако в этом деле есть такие «тонкости», о которых может не догадываться даже самый опытный водитель. О них расскажет государственный судебный эксперт Ошмянского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Ч. В. Якубашко.



Для справки

Судебный эксперт-автотехник работает на месте ДТП, чтобы помочь выяснить его причины в тех случаях, когда пострадали не только автомобили, но и люди. Обстоятельства ДТП эксперт исследует методами расчета – определяет скорость автомобиля, его тормозной и остановочный пути, возможность избежать наезда на пешехода или столкновения и пр.


Если автомобиль на скользкой дороге заносит


Здесь все зависит от того, какой у автомобиля привод – передний, задний или полный. На машине с передним приводом руль необходимо плавно повернуть в сторону заноса, нажать на педаль газа и, по теории движения, автомобиль должен выровнять свою траекторию. С задним приводом, наоборот, педали нужно отпустить и поворачивать руль в сторону заноса. Для неопытных водителей поясню: в случае заноса правой стороной вперед (автомобиль разворачивает влево), руль нужно выворачивать вправо. Таким образом передние колеса устанавливаются в направлении траектории заноса, и сцепление их с дорогой увеличивается. Соответственно, в случае заноса в левую сторону (автомобиль разворачивает вправо), руль нужно выкручивать влево.

Резко тормозить нельзя, это может только усугубить положение, на скользкой дороге управлять автомобилем нужно плавно, спокойно. А вообще, не следует допускать такой ситуации, когда автомобиль становится неуправляемым. К этому могут привести как неправильные действия водителя, так и технические неисправности ходовой части автомобиля, в том числе изношенность шин, установка различных шин на колеса одной оси.

Какие автомобили более склонны к заносу


Попасть в занос или ДТП может любой автомобиль. Возможно, больше шансов у заднеприводных. В современных автомобилях имеются электронные помощники – системы стабилизации, курсовой устойчивости, которые помогают водителю выводить машину из заноса и не попадать в него. На старом авто водителю приходится полагаться только на себя.

Теоретически, старенькие «Жигули» 1960-70 годов более опасны, но по статистике они не чаще других попадают в ДТП. Здесь многое зависит от мастерства и опыта водителя.

Что делать пассажирам машины в момент аварии, чтобы остаться в живых

Нужно сгруппироваться, пригнуть голову, закрыть руками лицо и другие жизненно важные органы. Такая реакция у человека возникает сама собой – инстинкт самосохранения. Но обычно все происходит настолько быстро, что водитель и пассажиры не успевают даже понять, что происходит, а тем более вспомнить какие-то рекомендации. Ни в коем случае не стоит пренебрегать ремнями безопасности. Если автомобиль переворачивается, то пристегнутый человек меньше травмируется.

Обязательно ли на зиму менять резину


С 1 декабря на всех колесах должна быть зимняя резина. Не должны быть установлены на одну ось шины с различным рисунком протектора либо шины радиальные совместно с диагональными. А если на передней оси авто стоят две зимние шины с одним рисунком протектора, а на задней – две с другим, такое, в принципе, возможно, поскольку это не противоречит требованиям правил. Но стоит учитывать различные сцепления с дорогой шин с шипами и без них, что может привести к заносам на поворотах.

Выбирать шины с шипами или без

Разумеется, сцепление шипованных шин с дорожным покрытием будет лучше, чем шин без шипов, тормозной путь на скользкой дороге будет меньшим. Но на сухом асфальте, скорее, наоборот. Потому что шипы – это в основном металл, по асфальту они будут проскальзывать. Потому в наших климатических условиях, особенно нынешней зимой, это не совсем актуально.

А если поставить «всесезонные шины» и не менять

ПДД допускает их применение и зимой. Основные свои функции они будут выполнять, но эти универсальные шины по качеству не будут стоять в одном ряду ни с зимними, ни с летними. Они сделаны для удобства человека: люди стремятся все упростить и подстроить под себя. Я бы советовал использовать шины по сезону: летом – летние, зимой – зимние.

Как правильно тормозить при наличии и отсутствии АБС


Многое будет зависеть от состояния дорожного покрытия. На сухом асфальте разница в технике торможения будет наименее существенна. Если же покрытие скользкое, то на автомобиле, не оборудованном антиблокировочной системой, необходимо тормозить рывками, то есть циклично нажимать и отпускать педаль, ловить момент, когда колеса начинают скользить, чтобы не отпустить автомобиль в неуправляемый занос. Для этого нужен соответствующий опыт. На автомобиле же с АБС все это выполняет электроника – водителю достаточно просто нажать педаль и непрерывно ее удерживать до остановки автомобиля.

Основное отличие автомобиля с АБС и без нее заключается в том, что в первом случае при экстренном торможении колеса блокируются прерывисто, что сохраняет их сцепление с дорогой и позволяет эффективно изменять траекторию движения машины. А автомобиль, не оборудованный АБС, при экстренном торможении может стать неуправляемым.

Если на дорогу внезапно выбежали животное или «неадекват»


Согласно правилам, водитель должен применять все меры к снижению скорости, вплоть до остановки. Если дорожная ситуация позволяет маневрировать, можно попытаться объехать препятствие. На опасных участках дороги стоят предупреждающие знаки, и водитель обязан выбирать соответствующую скорость, тогда шансов остановить автомобиль у него больше. Главное – внимание на дорогах. То же самое касается реакции водителя на появление пешехода с неадекватным поведением. Хочется обратиться к водителям: если вы сбили человека, ни в коем случае не скрывайтесь с места ДТП и не оставляйте его в опасности.

Может, неопытному водителю стоит поставить свое авто на зиму на прикол – от беды подальше

Невозможно получить нормальный опыт вождения, если вы автомобиль поставите в гараж и будете ездить на нем только три месяца в году. Ходить зимой тоже опасно: человек может поскользнуться, упасть, сломать себе что-нибудь и оказаться в больнице. Так что ж не выходить на улицу? Просто в зимний период всем нам надо проявлять повышенную осторожность и аккуратность. То же самое касается и автомобилистов: главное соответствующим образом подготовить свой автомобиль и помнить, что приемы управления авто зимой отличаются от тех, что были летом.

Государственный судебный эксперт
Ошмянского МРО ГКСЭ Республики Беларусь
Ч. В. Якубашко 

Текст: Главный администратор
Фото: из интернета