Проект Нины Рыбик «ОНКОЛОГ и Я»

10:29 / 10.11.2020

foto 1.jpg

«У вас рак» – эти три слова однажды перевернули жизнь тысяч людей, разделив её на «до» и «после». Мою – в том числе. 

Шок... Неверие – этого не может быть, врачи, конечно же, ошиблись, перепутали анализы… Осознание: всё правда… Отчаяние: доктор, я умру?.. Долгая изнурительная борьба... Боль и страдания… Надежда, сменяющаяся отчаянием, переходящим в надежду… Через это – кто более, кто менее успешно – проходят все пациенты онкологических диспансеров. Я – не исключение.

Встав на этот путь пять лет назад, я стала записывать истории людей, сумевших выйти из сражения с коварной болезнью победителями. Рассказывать свою считала неправильным  – нескромно! – и преждевременным – какой там у меня опыт...

Но вот, похоже, время пришло…  

Я решилась на эти откровения не ради пиара – его мне и без того хватает, даже слишком. Не для того, чтобы выставить себя героиней – какое уж тут геройство?! И тем более – жертвой: таковой себя никогда не считала и не считаю!

Цель одна: чтобы те, кто однажды услышал эти три коротких и страшных слова, понял: он не одинок! Возможно, нашёл ответы на вопросы, безответные прежде. Узнал, что «после» можно и нужно жить полноценной, а порой даже более интересной и насыщенной жизнью, чем «до». 

И убедился в справедливости уже ставшей штампом, но от этого не потерявшей истинности фразы: рак – не приговор!

Часть 1. Дежавю


Говорят, что время летит быстро… Наверное… Кажется, это было вчера: жаркое лето 2015-го. Я собиралась в  туристическую поездку в Испанию – давно мечтала побывать в этой волшебной стране. Да ещё с путешествием по французскому провансу! Уже и путёвку оплатила. И вот… Обычно турфирмы деньги полностью не возвращают, да ещё за месяц до поездки – а мне вернули. И девчонки в офисе смотрели так сочувственно… Наверное, я тогда впервые подумала: может, и не ошиблись врачи, может, в самом деле  всё плохо?

А с другой стороны, мне порой кажется, что всё это было сто лет назад, в прошлой жизни. А может, вообще случилось не со мной. Может, мне это приснилось. И, как советует одна из коллег  по  раковому корпусу, нужно всё забыть, как страшный сон…

Я бы и рада забыть, да надо ехать на очередной контроль –  и так из-за ковида малость подзадержалась. И теперь, как и тогда, 5 лет назад, мне кажется, что маммолог просто перестраховывается – работа у него такая! Ну было же всё нормально пять лет – почему сейчас должно стать плохо?! Я за это время записала столько историй самых разных женщин, что точно знаю: всё хорошо может быть и через 10, и через 15, и через 20 лет! У них так было, они справились  – и  у меня будет, я тоже смогу!

Но раз надо – пройду все эти обследования. Чтобы спать спокойно…

Итак, с момента операции прошло пять лет... Всего пять – или целых пять?

Наверное, всё же целых: ведь эти годы у меня была полноценная насыщенная жизнь. Да, не беспроблемная – а кто говорил, что будет легко? Но за эти годы я стала свекровью, тёщей и «оскароносной» бабушкой: мой внук Оскар – это просто чудо! Я объехала с десяток стран, открыла для себя множество уникальных мест в Беларуси, в том числе на родном Полесье и ставшей мне второй родиной Островетчине. Многому научилась. Многое сделала. Написала немыслимое количество текстов, среди которых, скажу без ложной скромности, случались и неплохие. Была отмечена в ряде конкурсов – сама и тогда ещё руководимая мной газета.

Нет, всё-таки – всего… Ведь у меня столько планов! Лежат недописанными несколько книг – это уж не говоря о неначатых! И теперь, когда я уже не главный редактор моего третьего ребёнка – навсегда любимой «Островецкой правды», у меня наконец-то появилось время на новые проекты, темы, героев. Время читать хорошие книги и смотреть хорошие фильмы, время путешествовать и общаться с умными людьми, время учиться новому.  

А очередное обследование у маммолога, на которое ехать через два дня, – оно всего лишь очередное… Сколько их было за эти пять лет! Я же знаю, что мой дорогой Сан Саныч снова скажет, как обычно: «Всё у вас хорошо! Молодец!»

…На этот раз врач осматривал меня дольше обычного. А затем позвал медсестру: «Катенька, надо биопсию из подключичного лимфоузла взять…»

Когда-то мы это уже проходили…

Страницы дневника

Skan 1.jpg


Письма из прошлого 

Когда в марте 2015 года,  вскоре после своего 50-летия, в очередной раз приехала на приём к Сан Санычу, у которого наблюдалась несколько последних лет и рекомендации которого, если честно, уверовав, что у меня всё хорошо,  выполняла не слишком добросовестно, он подозрительно долго рассматривал что-то на мониторе. 

– Стрессы в последнее время были? – поинтересовался доктор, не отрываясь от экрана.

«А что такое стресс? – может, впервые в жизни задумалась я. – Никого из близких, по счастью, не хоронила, и даже не заболел серьёзно никто… А постоянная нер­вотрёпка на работе из-за того, что кому-то что-то не понравилось в той или иной статье, что написали не то, не о тех или не теми словами, как кому-то хотелось,  –  так ведь это процесс перманентный, в таком  стрессе я живу уже более двадцати лет, как работаю редактором районной газеты».

– Нет, – ответила я. – Серьёзных  не было.

– А это что? – показал врач на шрам от прооперированного более тридцати лет назад мастита. – Болезнь ленивых рук? Не сцеживалась?

– Да скорее болезнь юношеской неопытности, незнания, неумения. Некому было научить, подсказать, помочь…

Сан Саныч подмигнул почти весело:

– Похоже, красавица, резать тебя будем…

Я поддержала, как мне показалось, остроумную шутку «бородатым» медицинским анекдотом:

– Вот хирургам только бы резать. А терапевты считают, что нужно попить таблеточки – и всё само отвалится...

– Да нет,  уже не отвалится… Похоже, дорогая, у тебя рачок-с… Сейчас возьмём пункцию. Катенька, принеси шприц.

Одевалась я дольше обычного –  подрагивали руки, хотя всегда считала себя уравновешенным человеком…



Я одна такая?

Лилия Танкович, врач-онколог Островецкой ЦРКБ:

1.jpg


– К сожалению, рак прогрессирует. Светлой памяти районный онколог Александр Поволоцкий как-то вспоминал, что, когда он в 1974 году принял онкологическую службу Островецкого района, на учёте стояло 79 больных. В 2015 году их было уже около 500. В 2018-м на диспансерном учёте находилось 577 человек, в 2019-м – 628, за 8 месяцев этого года – 616. Можно не сомневаться, что очередной антирекорд в 2020 году будет побит. 
3.jpg                                                               4.jpg
К счастью, из 63 пациентов, у которых в этом году выявлен рак,  почти у половины он 1-2 степени, это значит, что шансы на выздоровление очень велики. Но, к сожалению, и случаев запущенного рака немало – 12. Причём в этом году выявлено 4 случая рака молочной железы в запущенной стадии, который можно определить даже визуально. Это объясняется только безответственным отношением женщин к своему здоровью. Сколько можно говорить: нельзя игнорировать профилактические осмотры, ведь более чем у половины пациентов злокачественные новообразования выявлены именно во время плановых походов к врачу. Да и самообследование многие не проводят: дескать, зачем, у меня и так всё хорошо, ничего не болит. Но когда заболит, может быть слишком поздно. 

Как жить, чтобы не заболеть?

Александр Поддубный, один из ведущих маммологов Беларуси:

Foto 4.jpg


– Как нужно жить, чтобы не заболеть раком?

– К сожалению, на этот вопрос не ответит ни один специалист. У вас может быть замечательная наследственность, вы можете вести абсолютно правильный образ жизни – но это не даёт гарантии, что избежите  болезни. Другое дело, что есть факторы, усиливающие риск возникновения рака.

– И что же это за факторы?

– Кроме наследственности, на которую повлиять нельзя, есть и то, что вполне можно контролировать, в первую очередь – образ жизни. Гиподинамия, ожирение, заболевания щитовидной железы, вредные привычки – чрезмерное употребление алкоголя, табакокурение, увлечение кофе, чёрным чаем, шоколадом – всё это способствует изменениям в организме, которые могут привести к злокачественным новообразованиям в молочной железе. А пусковым механизмом часто служит сильный стресс.

А вот включение в рацион овощей и фруктов, клетчатки, физические нагрузки, снижение массы тела, положительные эмоции помогают предотвращать онкологические заболевания.

– Что нужно делать, чтобы не пропустить рак молочной железы? Ведь, как утверждают врачи, выявленный на ранних стадиях, он хорошо лечится…

– Пятилетняя выживаемость с раком молочной железы, выявленном и пролеченном на ранней стадии, составляет 99%. И при этом женщины сохраняют здоровье, красоту, работоспособность. 

Но чтобы выявить малейшие изменения в организме, нужно, во-первых, ежемесячно проводить самообследование – это должно войти в привычку! И, во-вторых, регулярно посещать врача – ведь некоторые новообразования можно увидеть только на специальном оборудовании. Поэтому всем женщинам, даже тем, которых ничего не беспокоит, мы рекомендуем после 30 лет ежегодно проходить ультразвуковое исследование молочных желез, после 50-ти – маммографию раз в два года. Тем же, у кого есть генетическая предрасположенность к новообразованиям, чьи близкие родственники болели онкологией, советуем раз в год исследоваться на МРТ. 

А самообследование необходимо, чтобы в период между визитами к врачу не пропустить каких-то изменений, ведь за год многое может случиться.






Подписывайтесь на телеграм-канал «Островецкая правда» по короткой ссылке https://t.me/ostrovetsby.

Телеграм-канал «Островецкая правда»  – всё самое интересное из жизни Островца и Островецкого района. 

 

 

Подписывайтесь на телеграм-канал «Гродно Медиа Group» по короткой ссылке t.me/GrodnoMediaGroup.

Телеграм-канал «Гродно Медиа Group» – это ежедневные новости районов Гродненской области и города Гродно.



Текст: Нина Рыбик