Страстная седмица: день за днем

10:12 / 14.04.2020
Христиане-католики уже радуются светлому Христову Воскресению. Православные же переживают самую скорбную неделю всего года – Страстную седмицу, стремясь разделить с Иисусом Христом его страдания.

Каков глубинный смысл каждого дня Страстной седмицы, как её прожить и пережить верующим, чтобы встретить Воскресение Христово в радостной благодати и надежде – об этом мы расспросили у протоиерея Георгия Савицкого, настоятеля храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

34.jpg



– Страстная седмица, последняя неделя перед Пасхой, – это особое время, которое каждому верующему нужно прожить по-особому – ведь мы провожаем Христа на мученическую смерть, на распятие. Это можно сравнить с состоянием, когда уходит кто-то из наших близких: мы знаем, что ему осталось всего несколько дней жизни, и так хочется побыть с ним как можно больше, услышать советы, уделить недоданное ранее внимание, по возможности  облегчить страдания.  

На Страстной седмице каждый день наполнен особым смыслом – не зря каждый из них называется великим. 

В Великий понедельник вспоминается проклятие засохшей смоковницы, когда Господь, возвращаясь в город, взалкал, проголодался и, увидев при дороге смоковницу, подошел к ней – но не увидел ничего, кроме пышных листьев. Тогда Иисус сказал: «Да не будет же от тебя плода вовек!» – и смоковница тотчас засохла.

Смокоаница.jpg



Эта притча очень поучительна. Смоковница в ней  имеет только листья – красоту, но не имеет плода духовного. Многие люди, предающиеся удовольствиям и не думающие о душе, подобны этой покрытой пышными листьями бесплодной смоковнице.

В Великий  вторник на Страстной седмице в церкви вспоминают притчу о десяти девах, из которых пять было мудрых, а пять – неразумных. Они со светильниками вышли навстречу жениху. Ожидая жениха, девы уснули, а когда в полночь раздался крик: «Жених идёт, выходите навстречу ему», – у неразумных светильники погасли и не оказалось масла, чтобы зажечь его вновь. Они попросили у мудрых дев, но те им отказали. И пока неразумные девы ходили покупать масло, опоздали на брачное пиршество, куда их затем не пустили. 

Под женихом в притче подразумевается Господь, а под маслом, которого не хватило нера­зумным девам, – добрые дела: многие считают, что не следует торопиться с ними, дескать, жизнь длинная, успею. Но никто не знает, когда придёт Господь и хватит ли у каждого из нас масла, чтобы встретить пылающим светильником своей души его приход. А у других добродетелей не одолжишь – каждый придёт к нему со своим багажом…

В Великую среду, как и в Великие понедельник и вторник, в церкви служится ли­тур­гия  Прежде­освящённых да­ров. В этот день вспоминается пре­дательство Иуды, который за 30 сребренников – в то время столько стоил обычный раб – отдал на страдания и смерть своего товарища и учителя Иисуса Христа. А также грешница, омывшая своими слезами ноги Спасителя и помазавшая их драгоценным миром. Как ни прискорбно, но и сегодня часто бывает, что человек, которого мы считали грешным и падшим, преисполнен добродетели, а тот, кого мы почитали своим другом и учеником, оказывается предателем…

Четверг на Страстной седмице называется не только Великим, но и чистым. Считается, что в этот день нужно закончить уборку и очищение своего дома и подворья. Это знают все – но не все помнят, что избавить от мусора, хлама, грязи в чистый четверг нужно не только жилище, но прежде всего душу. Именно поэтому в Великий четверг истинные верующие стараются прийти на исповедь и причастие.

В этот  день в церкви особая служба, которая бывает только десять раз в году. Вспоминается тайная вечеря Иисуса Христа, когда он установил таинство Евхаристии, а также совершил омовение ног ученикам, показав своё смирение и покорность. В этот же день Христос молился в уединении в Гефсиманском саду, зная, какие испытания его ждут, просил Отца пронести мимо него эту чашу – но смиренно пошёл на муки, следуя Его воле. 

Тайная вечеря.jpg



В Великую пятницу православные христиане вспоминают о последнем, самом тяжёлом дне жизни Иисуса Христа на земле. 

На утрене Великой пятницы, которая служится в четверг вечером, читают отрывки из двенадцати Евангелий, в которых рассказывается о последних часах Спасителя, его страданиях и мучительной смерти.

Евангелие.jpg



В богослужении этого дня каждого христианина как бы ставят у подножия креста, на котором распяли Господа, чтобы он почувствовал, осознал всю величину той муки и трагедии, на какие добровольно пошёл Христос ради нашего спасения.

Литургия в этот день не служится, а вечерня совершается после 14.00 – часа, когда Христос был распят на кресте. Обычно до этого времени верующие не вкушают никакой пищи – но если кто болен и не может соблюдать строгий пост, то не следует рисковать своим здоровьем. 

Распятие Христа.jpg



Во время вечерни совершается вынос плащаницы – изображения погребённого Христа: священники выносят её из алтаря на середину храма, все преклоняются перед почившим в муках Господом. Вечером совершается крестный ход с плащаницей – и она остаётся в центре храма до великой субботней полунощницы. В эти дни каждый может прийти в храм и преклониться перед изображением Господа, распятого за грехи людей. 

Великая суббота – это особый праздник, который очень важно прочувствовать сердцем. Обычно в этот день на душе умиротворение и покой, светлое ожидание «праздника из праздников и торжества из торжеств». Появится ли в душе это благостное ощущение, во многом зависит от того, как человек провёл великий пост: если в суете, на бегу, то, скорее всего, и праздник будет таким же торопливо-суетливым, без благодати и радости. Не зря говорится: как Великий пост проживёшь – так и Пасху встретишь.

В этот день в церкви совершается литургия Василия Великого, во время которой перед плащаницей читаются 15 паримий, в которых собраны главные пророчества об Иисусе Христе, искупившем перед Богом грехи людей своей смертью на кресте и воскресением. Священник переоблачается в белое, белыми покрывалами застилается всё в алтаре – и постепенно нарастает радостное ожидание чуда Воскресения Христова, которое совершается каждый год, – но от этого не становится менее волнительным и благодатным.

После этой службы в церкви освящаются куличи и яйца, которые можно вкушать только в воскресенье после окончания святой полунощницы.

Каждый год в Великую субботу накануне православной Пасхи в Иерусалиме в храме Гроба Господня сходит Благодатный огонь. Его частички на своих свечах и в светильниках паломники затем развозят по всему миру. Не знаю, как будет в этом году в связи с пандемией, но очень надеюсь, что, как и в предыдущие годы, ещё во время полунощницы Благодатный огонь прибудет в наш храм, а с ним – и надежда на исцеление.

Полунощница начинается в субботу незадолго до полуночи: плащаница вносится в алтарь и ставится на престоле – она будет находиться здесь до Вознесения Господня. В полночь совершается крестный ход, по его окончании все останавливаются у закрытых дверей храма, символизирующего пещеру с погребённым Иисусом, вход в которую привален камнем. После молитвы и радостного приветствия «Христос воскресе – воистину воскресе!» двери отворяются, прихожане входят в храм  –  и совершается праздничное богослужение.

А воскресенье – это только праздник и радость! Мы дождались: Христос, искупив наши грехи своей смертью, воскрес, а с ним – надежды каждого из нас на спасение.

Кстати, во время Светлой седмицы, что начинается после Воскресения Христова, любой желающий может подняться на колокольню у храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла и позвонить в колокола. И не надо бояться, что вы сделаете это некрасиво или непрофессионально: каждый звонит, как умеет, посылая небу и Господу с колокольным звоном свои молитвы. 

И хоть теперь в связи с коронавирусом очень тревожная обстановка, но прочувствовать радость Пасхи можно, только проникнувшись на церковных богослужениях духом этих великих дней и разделив все страдания Иисуса Христа и радость Его Воскресения.

Текст: Нина Рыбик