Как услышать ребенка
15:47 / 30.03.2020
Может, стоит задуматься, как часто мы общаемся с нашими детьми и всегда ли их слышим?
Согласно одним исследованиям, родители стали проводить с детьми около 50 минут в день. Другие утверждают, что ситуация ещё хуже: из 12,5 минут, проведённых с детьми, 8,5 уходят на упрёки, запреты и угрозы, а на дружеское общение остаётся лишь 4 минуты. Это среднестатистические данные. Конечно, в каждой семье детям уделяют разное время.
И всё же, если у вас не получается достаточно времени проводить с семьёй, это ещё не значит, что вы плохой родитель. Просто постарайтесь обращать внимание не на количество проведённого с ребёнком времени, а на качество вашего общения.
К примеру, мама и ребенок идут в детский сад. Женщина что-то рассказывает, малыш отвечает, спрашивает о чём-то. Всего лишь 10 минут, а сын или дочка, пообщавшись с мамой, заходит в группу в хорошем настроении. Другая ситуация: мама молча тащит за руку малыша. Женщина мысленно уже на работе, ребёнок – в нелюбимом детском саду. Они не общаются, они просто идут рядом.
Не существует универсальных советов, как общаться с детьми, ведь каждый родитель несёт свой жизненный опыт. Но старайтесь, чтобы ваше общение с ребёнком любого возраста не было формальным.
Когда ребёнок говорит – слушайте его.
Сосредоточьтесь на беседе, смотрите ему в глаза, вслушивайтесь в его слова и интонации и уж тем более не разговаривайте с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор или в телефон.
Уделите внимание ребёнку, когда ему это необходимо.
Если сын или дочка хочет вам что-то сказать, отвлекайтесь от мыслей и дел и выслушайте. Ни в коем случае не нужно критиковать его, ругать, что оторвал от срочной работы. Негативная реакция может отбить у ребёнка желание в дальнейшем делиться проблемами.
Играйте с детьми.
Если ребёнку скучно играть в одиночестве, составьте ему компанию. Несколько минут совместного занятия гораздо важнее пассивного наблюдения за ним в течение часа.
Показывайте свою безусловную любовь к ребёнку не только за то, что он хорошо себя вёл или получил хорошую оценку, а просто за то, что он у вас есть.
Почаще повторяйте «Я тебя люблю», «Я в тебя верю», «Я тебя понимаю», «Я тобой горжусь».
Точное количество минут, необходимых для общения, определить невозможно, да и бессмысленно. Все зависит от возраста и характера ребёнка, от качества вашего с ним контакта.
Главное в общении с детьми – ваше желание проводить с ними время и получать от этого удовольствие, ценить, уважать и любить каждый день своего ребёнка и свой собственный.
Елена МИЛИДОВИЧ,
педагог-психолог яслей-сада №1