Как услышать ребенка

15:47 / 30.03.2020
Недавно увидела по телевизору рекламу: маленькая девочка рассказывает маме о своих желаниях, а  уставшая после работы мама слышит голос начальника.

Может, стоит задуматься,  как  часто мы общаемся с  нашими детьми и всегда ли их слышим?

Согласно одним исследованиям, родители стали проводить  с детьми  около  50 минут в день. Другие  утверждают, что ситуация ещё хуже: из 12,5 минут, проведённых с детьми, 8,5 уходят на упрёки, запреты и угрозы, а на дружеское общение остаётся лишь 4 минуты.  Это  среднестатистические   данные. Конечно, в каждой семье детям уделяют разное время.

Современные дети выбирают живое общение с родителями | Вести ...



И всё же,  если у вас не получается  достаточно времени проводить с семьёй, это ещё не значит, что вы плохой родитель. Просто постарайтесь    обращать внимание не на количество проведённого с ребёнком времени, а на качество вашего общения.

К примеру, мама и ребенок  идут в детский сад. Женщина  что­-то рассказывает, малыш отвечает, спрашивает  о чём­-то. Всего лишь  10 минут,  а сын или дочка, пообщавшись с мамой,  заходит в группу в хорошем настроении. Другая ситуация: мама молча тащит за руку малыша. Женщина  мысленно  уже на работе, ребёнок – в нелюбимом детском саду. Они не общаются, они просто идут  рядом.

Не существует универсальных советов,  как общаться с детьми, ведь каждый родитель несёт  свой жизненный опыт. Но старайтесь, чтобы ваше общение с ребёнком  любого  возраста не было формальным.

Когда ребёнок говорит – слушайте его.

Сосредоточьтесь на беседе,  смотрите ему в глаза, вслушивайтесь в его слова и интонации и уж тем более не разговаривайте с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись к плите или к раковине с посудой,  смотря телевизор или  в телефон.

Уделите  внимание  ребёнку, когда ему это  необходимо.

Если сын или дочка хочет  вам  что­-то сказать, отвлекайтесь от мыслей и дел и выслушайте. Ни в коем случае не нужно критиковать его, ругать, что оторвал от срочной работы. Негативная реакция может отбить у ребёнка желание в дальнейшем делиться проблемами.

Играйте с детьми.

Если  ребёнку скучно играть в одиночестве, составьте ему компанию. Несколько минут совместного занятия гораздо важнее пассивного наблюдения за ним в течение часа.

Показывайте свою  безусловную  любовь  к ребёнку  не только  за то, что он хорошо себя вёл или получил хорошую оценку, а просто за то, что он у вас есть. 

Почаще повторяйте «Я тебя люблю», «Я в тебя верю», «Я тебя понимаю», «Я тобой горжусь».

Точное количество минут, необходимых для общения,  определить невозможно,  да и бессмысленно. Все зависит от возраста и характера ребёнка, от качества вашего с ним контакта.

Главное в общении с детьми –  ваше желание проводить с ними время и получать от этого удовольствие, ценить, уважать и любить каждый день своего ребёнка и свой собственный. 

Елена МИЛИДОВИЧ,
педагог-психолог яслей-сада №1



Текст: Главный администратор