Точка зрения: Беларусь спасёт лекарство от паники

14:34 / 24.06.2011

На днях Президент Беларуси предельно откровенно и честно прокомментировал ситуацию на потребительском и валютном рынках, назвал главные причины роста цен и девальвации. Открывая совещание по актуальным вопросам экономики, Александр Лукашенко чётко обозначил его цель – это не кадровые зачистки, а детальный анализ ситуации и выработка плана действий. Правительству и Нацбанку Глава государства определил срок – ровно месяц на то, чтобы снять все проблемы.



Не сыпьте соль на рану

Доклад, подготовленный Правительством и Нацбанком, Президент раскритиковал. По бумагам вроде картина благостная: и ВВП растёт, и экспорт, и по многим другим позициям наблюдается перевыполнение прогнозов. Но возникает резонный вопрос: откуда такие диспропорции в экономике? Инфляция бьёт рекорды, нет валюты, ажиотаж на потребительском рынке...
Лукашенко привел данные мониторинга общественного мнения. За два последних месяца граждан уверенных в завтрашнем дне стало на 20 процентов меньше, вдвое увеличилось число респондентов, указавших, что социально-экономическое положение в стране ухудшилось. Рост цен сегодня пугает белорусов гораздо больше, чем терроризм. Естественно, что на этом фоне оптимистичные отчеты правительства смотрятся неубедительно.
Буквально за неделю торговля выполнила и перевыполнила прогнозные показатели, снизила остатки на складах, за которые ещё не так давно получала «нагоняй» от правительства. Бытовой техники, одежды и продуктов питания жители Беларуси закупили впрок на несколько месяцев, если не на несколько лет вперёд.
Сначала из магазинов стали «выносить» крупногабаритные и дорогие вещи, потом интересы покупателей стали «мельчать». По старым ценам разумно было покупать при условии, что они вам действительно были нужны,  – и импортная бытовая техника, и запчасти, и компьютеры. Они заметно подорожали, поскольку импортёры были вынуждены покупать безналичные доллары по цене 7-8 тысяч за доллар, закладывать в цену плату за риски.
Утратив интерес к импортным товарам по новым ценам, покупатели  наконец вспомнили о белорусском производителе. Достаточно было лишь создать ажиотаж. А ведь магазинам и предприятиям такая ситуация только на руку, ко всему прочему появился большой соблазн накрутить цену.
И вот, «предупрежденные» сарафанным радио, граждане переключились на продукты питания: сахар, макароны, крупы и даже соль. Нервы сдавали даже у здравомыслящих людей. И это притом, что соль, пуд которой на двоих съедается за 8 лет, Беларусь производит сама. Точно так же, как и большинство продовольственных товаров. Белорусы не заметили, что, поддавшись панике, сами создали благоприятную почву для спекуляции. Выросли цены и на отечественные товары, даже, несмотря на то, что уж их точно не закупают за границей за валюту. В правительстве заверили, что никакого дефицита не будет. Если надо, переориентируют производителей с экспортных поставок на внутренний рынок.
Не заставила себя ждать и очередная «утка», оказавшаяся в руках поддавшихся панике. Если поначалу граждане спешили избавиться от «белорусского зайчика», то вскоре за ним устроили настоящую охоту. Пронёсся слух, что якобы вводятся ограничения на выдачу наличных денег. Очереди из магазинов переместились к банкоматам. Дефицит наличности в некоторых местах, действительно, возникал. В большей части именно по техническим причинам. В банкоматах попросту заканчивались деньги. Порой люди снимали за день столько белорусских рублей, сколько в обычные дни снимали за неделю. Стабилизировать ситуацию удалось лишь после того, как банкиры опровергли домыслы о резервированной выдаче наличности и настояли на абсурдности подобных слухов.
После потребительского ажиотажа Президент Беларуси потребовал, чтобы все нужные товары были на полках. Всегда. Покупатель должен находить на прилавках всё, что ему необходимо. Наличие ассортимента товара сейчас под самым жестким контролем. На этой неделе столичные власти и магазины даже заключили джентльменское соглашение: снизить торговые надбавки на 10 %. Кроме того, в столице создан специальный фонд из числа предприятий-оптовиков. Они должны оперативно поставлять в торговую сеть всё, что потребуется. По мнению Александра Лукашенко, в стране сегодня нет такой продукции, на которую нужно поднимать цены.
Стихийный ли это ажиотаж, или этими слухами кто-то умело манипулирует – вопрос в большей степени риторический.



Технологии экономической дестабилизации

Кому выгодно нагнетать обстановку и создавать ажиотаж? То, что происходит в Беларуси, сегодня анализируют не только в высших эшелонах власти, но и во всемирной паутине.
Об искусственном создании паники, которая приводит к осложнениям в экономике, пишет российский журналист и экономист Николай Стариков. Он утверждает, что в Беларуси была применена технология, которой уже практически 300 лет. А в том, что происходит сейчас в стране автор интернет-статьи обвиняет лжеинформаторов. Технологию «панического вируса» он подробно описал на трех примерах - война банков в начале 18 века в Европе, хаос в дореволюционной России в 1905 году и, к сожалению, современной Беларуси.
Принцип организации катаклизма всегда одинаков: ни один банк, ни одна экономика, ни одна валюта не выдержит, если все одновременно начнут требовать свои деньги и менять их на что-либо другое. Впервые технология саморазвивающейся паники была применена владельцами частного банка Англии против конкурентов из точно такого же частного банка, но уже во Франции, еще в 1720 году.
Более чем нагляден российский пример 1905 года. Тогда руководство Петербургского Совета, куда входили Парвус, Троцкий и Красин, написало финансовый манифест. Он имел целью подорвать российский рубль и соответственно российскую экономику. Манифест призывал отказаться от уплаты податей и налогов, забирать свои вклады из Государственного банка и сберегательных касс. И, что самое главное – требовать всех выплат не бумажными деньгами, а золотом.
Рубль тогда имел золотое содержание. Если бы одновременно все держатели российских банкнот потребовали обменять их на золото – страна лишилась бы драгоценного металла. В то время в каждой стране был свой закон об обеспечении золотого содержания, и ни  в одной стране мира не обеспечивался каждый фунт, доллар или рубль. Система была везде своя, но везде имела сходные черты – бумажных денег всегда было чуть больше, чем их золотого обеспечения. Манифест как раз и должен был подорвать экономику России в 1905 году.
Документ спровоцировал панику, большинство вкладчиков действительно стали требовать выдачи своих сумм золотом. Как и при всякой панике рациональные объяснения уже никого не интересовали. Усилился отток денег за границу. Бегство капиталов приняло такой размах, что царское правительство было вынуждено прибегнуть к совсем не «рыночным мерам». С декабря 1905 года Государственным банком были введены ограничения на свободную продажу валюты: чтобы купить иностранную валюту, предпринимателям необходимо было предъявить специальные товарные документы (фактуры), удостоверяющие, что покупка валюты обусловлена реальными потребностями импорта.
Вам это ничего не напоминает? А ведь и правда, поначалу активно муссировалась информация, что белорусская единица будет девальвирована. Слухи ширились, росли очереди в обменниках. Взлетел черный курс. В итоге национальную валюту Беларуси люди стараются сбыть с рук и скупают все товары напропалую.
Выходит, для технологии экономического хаоса даже сверхсовременные информационные средства не нужны. Искусственный ажиотаж и массовая паника были известны задолго до появления Интернета и новейших средств телекоммуникаций. Достаточно запустить слух, дальше он начинает самораспространяться, в том числе и через сарафанное радио. Ситуация оказалась плачевной. Выход из нее только один – успокоить людей.
Вывод, об истоках паники который делает Николай Стариков, прост и незатейлив. Это древний римский принцип: «Ищите, кому выгодно». То, что произошло в Беларуси, нужно воспринимать в комплексе. Выборы прошли. Не получился тунисско-египетский сценарий с беспорядками и демонстрациями. Вспомнили старые финансовые методы. «Зарубежный след белорусской паники не вызывает никаких сомнений» – уверяет Стариков.
Николай Стариков предлагает представить подобную ситуацию не с белорусским рублем, а с долларом США. Когда все одновременно начинают продавать зелёные накопления и покупать любые другие активы, а доллар просто-напросто обесценивается. Однако о таком приходится лишь фантазировать, ведь мировые СМИ принадлежат тем, кому принадлежит доллар.
В 1905 году ситуацию удалось выправить арестом руководителей Петербурского совета. В тюрьму отправились Троцкий, а позднее и Парвус. За публикацию «Финансового манифеста» были закрыты все газеты его напечатавшие. Белорусские власти сегодня либеральничают, а ведь давно пора закрывать помойки, типа «Народной воли» и «Партизана». Это – настоящие провокаторы. В большинстве своем, все, что пишется в иностранных СМИ, не имеет ничего общего с ситуацией в стране.



Рецепт эксклюзивен

Меры, способные успокоить саморазрушающую панику в отдельно взятой стране, предугадать сложно. Не выявлено и универсальное лекарство от паники, однозначного ответа не дает даже свежая история, двухлетней давности.
Например, Соединенные Штаты, пытаясь подавить депрессию на ипотечном рынке, не брезговали национализацией и ростом долга до безумной суммы в 14 трлн. долларов - это миллион миллионов или 12 нулей. Но, включая печатный станок, США знали, что зеленую бумагу купят в мире, и даже если сами американцы не верят в доллары, в них верит полмира. Итог - кризис, но уже мировой.
Даже у стран G8 (Большой восьмерки) растет дефицит и индикаторы госдолга. Ни европейские, ни американские политики не ждали подобного исхода. Они зациклились на стимулировании роста. Это спровоцировало не только «хорошую» инфляцию, когда люди чувствуют себя богаче и тратят больше, но и «плохую», связанную с ростом цен на сырье. В Европе некоторые страны уже исчерпали все свои резервы, погрузившись в долговой кризис. Как итог - масштабные программы спасения для Греции, Ирландии и Португалии, а также засорение баланса Европейского центробанка «токсичными активами». Проблемы в европейской экономике, а белорусская - ее неотъемлемая часть, сегодня признают все. Впрочем, вместо слов «дефолт, паника и массовая приватизация» в ЕС используют прагматичную лексику - «риски» и «занятость».
Паника – плохой советчик… С учетом того, что в Беларуси с занятостью проблем не возникает, остается лишь оградить общество от рисков. Большинство проблем в экономике можно будет эффективно решать после того, как люди успокоятся и перестанут верить бредовым слухам.
Адекватность. Именно эту черту, наряду с толерантностью, можно назвать основной в менталитете белоруса. Ведь сложные времена для страны уже были – в начале 90-х, на заре самостоятельности Республики. Пережили. Мировой кризис и вовсе неким чудным образом поначалу обходил Беларусь стороной. Переживём и нынешние проблемы, благо что меры, предложенные Президентом страны, избиратели понимают и поддерживают.
Что любопытно, мнение людей и выводы учёных одинаковы – ажиотаж, который пережила страна, был явно надуманным. А если быть откровенным, срежиссированным.
…Традиционно в такую солнечную погоду люди проводят выходные в парках, а не в очередях к кассе, как в последнее время любят говорить зарубежные средства массовой информации. В зелёных зонах много молодёжи и детей. Не пустуют уличные кафе и павильоны по продаже газировки и сладкой ваты. Хотя тем, кто хочет подкрепиться и покушать всерьёз, с удовольствием предложат свои меню рестораны под открытым небом. Блюда разнообразные. Цены доступные. Поэтому иногда и подождать придётся, пока освободится облюбованный столик.
В магазинах ситуация обычная. Прилавки полные. Ажиотаж прошёл. И не потому, что забили до потолка квартиры подвалы и гаражи, а потому, что стало понятно, что ничего – ни соль, ни спички, ни сахар с уксусом – не исчезнут. Лукашенко заверил в том, что в стране достаточно товаров. Вместе с тем призвал белорусов не превращать квартиры в оптовые склады.
И, напоследок. Доллар на так называемом чёрном рынке пошёл вниз. Если в пятницу он стоил 6000, то на выходных опустился до 5 тысяч 500 рублей. Видимо, и граждане подустали от ажиотажной гонки, и рынок позитивно отреагировал на выход в народ высокопоставленных чиновников. Теперь, отбросив панические настроения, остаётся ждать дальнейшей стабилизации и отката цен к разумным и обоснованным цифрам.


Павлина КУБЛИЦКАЯ.